Амфибизация человека
Фантасты частенько обращались (да и сейчас обращаются) к этой теме.
- Еще в начале прошлого столетия, когда и подводные лодки-то не были обычным явлением, вышел в свет фантастический роман французского писателя Жана де Лаира "Человек, который мог жить в воде". Он рассказывал о судьбе мальчика, которому (ради спасения от неизлечимой болезни легких) монахи-врачеватели пересадили жабры акулы, превратив его в человека-рыбу. На этом, правда, и кончалась фантастика данного произведения - далее следовали авантюры и погони, изредка разбавленные слащавым сиропом мелодраматических сцен.
- Примерно в те же годы известный французский писатель Жозеф Рони-старший (к сожалению, незаслуженно забытый у нас как автор целого ряда удивительных для своего времени фантастических романов, по яркости и оригинальности вымысла где-то даже соперничающих с книгами Жюля Верна) в повести "Нимфея" рассказал о цивилизации людей-амфибий. Мысль писателя движется уже по законам логики НФ — люди-амфибии являются в произведении продуктом исключительных природных условий, вынуждающих мыслящую материю приспосабливаться к среде обитания.
- Позднее ту же идею, но уже на более детализированном уровне использовал Александр Беляев в своём романе "Человек-амфибия". Разработав сюжет, создав героев с драматическими судьбами, придав фантастической посылке социально-критическую направленность, писатель вводит в произведение и трагический философский мотив — Ихтиандр А. Беляева теряет что-то важное, человеческое взамен приобретенной власти над морем (важная деталь в оценке диалектической противоречивости творчества замечательного советского фантаста).
- Японский писатель Кобо Абэ в романе «Четвертый ледниковый период», нарисовал портрет цивилизации рыбо-людей. Правда, такая жизнь не очень-то привлекательна, но не забудем о специфических задачах фантастики в названном произведении, частично обращенном к предупреждению!
Техника - наше всё!
С момента появления этих книг прошло много времени. Были созданы акваланги, разного рода глубоководные подводные аппараты, началась активная борьба человека за вторжение в "мир безмолвия"...
Назад, к природе!
Теперь человек вновь ищет единения с окружающей средой, начинает понимать, что высшее проявление разума не в том, чтобы подчинить себе природу, но в умении приспособить себя к ее условиям... Мысль о возможности дышать под водой без приборов, используя растворенный в ней кислород, долгое время многим казалась ошибочной. В 1962 году профессор Лейденского университета Йоханесс Кильстра поставил уникальные опыты, во время которых подопытные животные (мыши и даже собаки) дышали водой, предварительно насыщенной кислородом. Тогда же известный французский "акванавт" Жак-Ив Кусто заявил, что через 50 лет, по его убеждению, сформируются новые люди, приспособленные к жизни под водой. Это будет достигнуто с помощью хирургии: человека снабдят миниатюрными легочно-сердечными аппаратами, вводящими кислород непосредственно в кровь и удаляющими из нее углекислый газ. При этом легкие и все полости костей будут заполняться нейтральной несжимаемой жидкостью, а нервные окончания дыхательных центров будут заторможены медикаментозным путем...
Новаторство "Акванавтов"
Именно к этой идее и обратился Сергей Павлов в своей повести. Он избежал хирургических вмешательств, снабдив своих акванавтов специальными легкими костюмами, которые при соприкосновении с телом человека на время "срастаются" с организмом, помогая ему перестроить свои функции применительно к окружающей среде. Павлов рисует мир, в котором люди-рыбы давно уже стали повседневностью. Однако ему важно не просто удивить читателя, не проиллюстрировать гипотетический быт на фоне приключенческого сюжета, а выявить новые проблемы, которые могут встать (и уже встают) на пути человечества, мечтающего о возвращении в стихию, некогда подарившую нам жизнь... Как изменится психология человека в новой среде, где господствуют "рыбья этика и мораль?" Чем измерить ответственность ученого за последствия тех или иных (осуществленных, на первый взгляд, во имя знаний) экспериментов? Мысль писателя усложняется, гипотетически приближается к реальному, сегодняшнему. Проблематика ищет выход к философскому осмыслению повествования. Впрочем, важно отметить, что повесть "Акванавты" несет в себе пример научной фантастики, нацеленной на воспитательное воздействие и расширение кругозора читателя. Там есть мужественные характеры, есть идеи дружбы и единения людей разных национальностей и политических взглядов, поставленных в экстремальные условия, есть дыхание моря, романтика океанской стихии, переданная на редкость впечатляюще и точно...
⚠ В статье использованы материалы из книги "Миры на ладонях" Александра Николаевича Осипова, Красноярское книжное издательство, 1988.
Из последнего. Вдруг пропустили?
О творчестве Фрэнка Миллера
UPD (17.03.2021)
На основе воспоминаний автора повести и сценария к фильму, а также специалистов съёмочной группы я сделал видео "Как снимали "Акванавты""...
☆☆☆
Дочитали? Большое вам спасибо! Буду рад "лайку" и комментарию. Просто мечтаю, чтобы вы подписались на мой канал "Великое Внеземелье"! Возможно, вы присоединитесь и к нашей группе на ФБ? Синхронной безекции! Ваш ISNik
☸ Путеводитель
Взгляните: вдруг что-то из этого покажется интересным именно вам...
ISNik©2021