Санук, сабай и май пен рай
Наверное этих трех слов хватит, чтобы упрощенно описать жизненную философию тайцев. Состояние умиротворенности, стремление получать радость от всего, что бы ни делал, и понимание того, что все беды преходящи, - вот секрет смешливости, легкости и терпимости этих удивительных людей.
Вот это ощущение неги, праздника и праздности тайцы транслируют вовне. Сам воздух в Таиланде напитан энергией удовольствия и безмятежности. Поэтому и домашние животные здесь исповедуют схожие жизненные принципы.
Мы, чужаки, прилетаем в Таиланд, вдыхаем этот воздух и все. Все пропало. В эту страну влюбляются, даже видя все недостатки, потом по ней тоскуют, даже вспоминая все минусы, и стремятся во что бы то ни стало вернуться хотя бы еще разок. Туристы заражаются этой атмосферой, начинают больше любить жизнь, людей, себя, себя в этой жизни. Эта страна, ее жители, их уклад могут раздражать. Но самоощущение, которое дарит Таиланд, невозможно забыть, его потом ищешь повсюду, а находишь только здесь.
Обратная сторона медали
Однако, как учит жизнь, у всего есть цена. Чего тайцам стоит сохранять этот сабай, санук и май пен рай? По моим личным наблюдениям, такая жизненная философия мешает большинству жителей этого безмятежного края расти над собой, самосовершенствоваться, добиваться высот в профессии и успеха. В понимании западной цивилизации. Раз главное - удовольствие, то тяжелый труд - его враг. Раз любая трудность преходяща, то стоит ли напрягаться, чтобы решить проблему. Раз залог счастья - получение радости от любого занятия, то при малейшей трудности, бросай начатое дело и плыви дальше по течению.
Со школьной скамьи
Такое мировоззрение впитывается с молоком матери. Но привитием его на национальном уровне занимается система образования. Иногда на автомате, иногда целенаправленно. Какой первый вопрос задают наши родители детям, забирая детей из школы? Правильно. "Что учили?", "Что делали?", "Ты себя хорошо вёл(вела)?". А в Тае мама первым делом спросит выбежавшего к ней малыша "Санук май?" (очень грубый перевод - "Счастлив?"/ "Было весело?"). Весь процесс обучения построен и нацелен на создание атмосферы, в которой ребенку весело, радостно, нескучно. Приоритеты понятны?
Нет совершенно ничего плохого в том, чтобы создавать в школе условия, при которых детям комфортно и радостно. Наоборот, у тайской системы образования стоит поучиться превращать занятия в игры, проводить больше внеклассных мероприятий. Замечательно, если это способ достижения цели образования - дать человеку набор навыков, необходимых для жизни, принятия решений, поиска и анализа информации, творчества, созидания. Но если веселье и есть цель, то это уже не образование, а просто присмотр и развлечение детей, пока родители на работе.
В тайской государственной школе учителя живут от праздника к празднику. Нет, не в смысле в ожидании выходных. Уроками жертвуют во имя подготовки к бесконечным внеклассным мероприятиям. Детей месяцами готовят ко дню спорта, неделями - к Сонгкрану и Лой Кратонгу. Уроки отменяют, чтобы рисовать плакаты, делать поделки, мастерить костюмы. Если иностранный учитель возразит, что на носу тест по английскому, его обвинят в неуважении к культурным традициям. Но время теста приходит, сдают его не все. И тут фарангу намекают, что оценку придется поставить. В тайской школе ученик не может провалить экзамен и не перейти в следующий класс.
Лет с 9-ти большинство учеников, как правило, уже прекрасно понимают, что происходит. Нужно ли объяснять, к чему это приводит? Именно поэтому я советую искать работу в частных международных школах, где учитель сможет на совесть выполнять свою функцию, а не играть роль белого лица на входе. Состоятельные семьи прекрасно понимают ценность образования и не ждут от школы только веселья и радости, но, как и родители во всем мире, ожидают определенных результатов в виде востребованных навыков и знаний.
В чем корень зла?
Не прямо вселенского, но все же. Поправьте меня, экспаты-старожилы, но мне кажется, все дело в кошмаре всех тайцев - угрозе потери лица. Именно это, а не философия счастья, движет ими. Таец не может быть несчастным (читай "не выглядеть счастливым"). Не счастлив? Считай, все, потерял лицо. Вон оно покатилось вниз по улице, не догнать.
Вопросы есть?
В тайской государственной школе в конце урока этот вопрос не звучит. Если ребенок задаёт вопрос, на который учитель не может дать ответ, то все, лицо потеряно. Безвозвратно. Трагедия, каких мир не знал. Угроза нацбезопасности. Это было бы смешно, если б не было так грустно. Сначала в школе приучают не задавать вопросы учителю, потом в университете - преподавателю. В трудовом коллективе та же ситуация. Неважно, ясна ли задача или не очень, молчи. Ты же не хочешь поставить коллегу или, не дай Будда, босса в ситуацию, когда у них от отсутствия ответа на вопрос лицо отвалится. Порочный круг. Невозможность задавать вопросы отучает критически мыслить. А чем грозит отсутствие критического мышления, сами знаете.
Кому это выгодно?
Конечно же, правящему классу. После международных школ их дети отправятся на учебу в западные университеты. По их критическому мышлению никто не проходится катком с самого детства. Так элиты и сохраняют свое превосходство, а низы - покорность. И все счастливы. Одни от того, что получают в свою власть безропотных, послушных, легких, незлобивых, неамбициозных подданных, а другие - что не нужно нести тяжесть ответственности за принимаемые решения.
Осуждаю ли я такое положение вещей? Скорее, нет. В Таиланде у людей много возможностей вырваться из нищеты, по крайней мере, было много, пока рынок туризма был доступен всем. Не знаю, как будет сейчас, через год. Новая реальность зацепит всех и каждого. Но шанс есть всегда. Как бы ни было приятно поддаться потоку, иногда приходится плыть против течения, чтобы добиться большего.
Согласны ли вы с выводами в статье? Ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте. Хорошего дня!