Расскажите о себе? Очень простой вопрос, который способен каждого третьего поставить в тупик. И который задают практически на каждом собеседовании и рабочей встрече. Как же лучше ответить, дабы произвести хорошее впечатление? И о чем не стоит упоминать даже в самом крайнем случае?
Если вы не хотите, чтобы эта встреча с заказчиком или работодателем оказалась последней, никогда не рассказывайте:
- где именно вы родились и при каких обстоятельствах;
- сколько лет ходили в школу, за что вас хвалила учительница;
- какие у вас есть смешные привычки и веселые увлечения;
- о подробностях увольнения с прошлой работы;
- о своих сомнениях насчет настоящей вакансии или проекта.
Почему? Предлагая вам рассказать о себе, собеседник ждет получить информацию, полезную в контексте деловой встречи, в которой вы участвуете. Если же вы то и дело углубляетесь в личные вопросы, никак не касающиеся дела, считайте, что переговоры провалены.
«Расскажите о себе?» — «судьбоносный» для собеседования вопрос, на который обязательно нужно дать информативный и лаконичный ответ.
Ни в коем случае не годится отвечать:
- «я все указал(а) в своем резюме»;
- «это написано у меня на сайте»;
- «а что именно вы хотите услышать?»
Собеседник ждет от вас качественной, интересной и в то же время краткой самопрезентации.
Чтобы ее представить, есть смысл подготовиться заранее:
1. Ваш рассказ о себе должен пересекаться с предметом разговора — вакансией, новым заказом или проектом.
Выделите приоритетные пункты: если требуется дизайнерский опыт, подготовьте самопрезентацию талантливого и многообещающего дизайнера, если ищете работу переводчиком, расскажите о своем образовании, дополнительных курсах, качествах, которые выделяют вас на фоне конкурентов.
2. Рассказывайте только ключевые моменты, не уходите в детали и не делайте слишком большое формальное введение.
3. Проследите за тем, чтобы ваш внешний вид, стиль одежды совпадал с рассказом о себе.
4. Исключите из речи слова-паразиты, сленг, жаргонизмы. Не стоит также пытаться произвести впечатлением использованием сложной профессиональной терминологии.
5. Сохраняйте позитивный настрой, демонстрируйте свое расположение к собеседнику: как можно меньше используйте частицы «не», искренне улыбайтесь, избегайте закрытых поз и ненужных жестов.
6. Не пытайтесь во всем угодить, всеми способами понравиться интервьюеру. Но также не стоит чрезмерно акцентировать внимание на своей исключительности и собственных требованиях.