Найти в Дзене
Павел Карякин

"Я – жизнь". О поэзии орловского поэта Андрея Фролова

Продолжаю вас знакомить с творчеством лучших писателей нашей страны. Рецензия на книгу Андрея Фролова "Над туманом сад плывёт"

Дорогие друзья! Продолжаю вас знакомить с творчеством лучших писателей нашей страны. Предлагаю вашему вниманию рецензию на книгу Андрея Фролова "Над туманом сад плывёт".

Андрей Орлов (из открытых источников)
Андрей Орлов (из открытых источников)

Андрей Фролов - орловский писатель, филолог. Член Союза писателей России, с 2015 по 2020 годы возглавлял орловское подразделение Союза писателей России, директор бюджетного учреждения культуры Орловской области "Орловский Дом литераторов", лауреат Всероссийских литературных премий: "Вешние воды", "Белуха" им. Г.Д. Гребенщикова, им. Н.С. Гумилёва, "Ладога" им. Александра Прокофьева, Южно-Уральской литературной премии и др. Публикации в журналах: "Наш современник", "Огни Кузбасса", "Молодая гвардия", "Форум" и др.

-2

Андрей Фролов. Над туманом сад плывёт; лирические стихотворения. – Орёл: Вешние воды, 2011 год. – 112 с.

Философский разговор о жизни зачастую приводит к удивительным парадоксальным выводам. Каждое открытие на этот счёт непременно ставит очередной круг вопросов. В поисках всё новых истин, находясь в плотном бытийном потоке, мы наблюдаем как жизнь, демонстрируя своё потрясающе сложное многообразие, то скрывает истину, то показывает её краешек, то опять намекает, что «истина где-то рядом», но уже совершенно в иных значениях… И порой это бывает так больно! Но, господи, как она необыкновенна, эта самая жизнь! Как неповторима! Даже ошибки, горечь поражений с годами способны превратиться в некий метафизический опыт, делающий каждого из нас тоньше, сложнее, богаче внутренне!.. Именно тема жизни, в своих глубоких сакральных значениях, как мне кажется, является центральным ядром поэтических рассуждений Андрея Фролова в его третьей книге лирических стихотворений «Над туманом сад плывёт».

Книга состоит из трёх разделов: «По колено в листопаде», «Мои портреты», «Вырастая до прежнего роста». Заглавное стихотворение «Кажется, я не умру никогда…» не только идеей, но и мощной патетикой задаёт тон и значение основной темы – темы жизни, предлагая в первой строфе масштабную и в тоже время иронично-философскую картину бытия, определяющую наше «место в жизни».

Кажется, я не умру никогда...

Речка дымится над вспаханным полем.

Вслед отступающим страхам и болям

Смотрит насмешливо с неба звезда.

Но уже следующее четверостишье демонстрирует, насколько важность человеческого бытия может быть сопоставима с масштабом Вселенной, дарующей жизнь и эту жизнь отнимающей:

Ей говорю: «Не меня сохрани,

Но береги без конца, год за годом

Тех, что с моим невесёлым уходом

Могут пред миром остаться одни...»

В своей поэтической речи, на первый взгляд обыденно-повседневной, автор использует весьма масштабные образы – образы природы, призванные подчеркнуть важность бытия, каким бы рутинным оно ни было:

Над туманом сад плывёт:

Вишни, облепиха...

Новый день больших забот

Народился тихо.

Он покуда ничего

Никому не должен.

Не омыл пока его

Беспризорный дождик.

Не нагруженный виной,

Еле-еле зримый,

День растёт очередной

И неповторимый.

Сумев придать такой тонкий лиризм обыденному, поэт словно стирает едва заметную грань микрокосма человека и макрокосма Вселенной: «День растет очередной / И неповторимый» – быть может, мы немногое можем и Вселенная вершит-творит свой ход, что называется «глобально по-своему», но всё же мы участники этого великого творения.

Тему космизма, так или иначе, мы наблюдаем и в стихотворении «Дочери»:

Видишь, небо становится ближе?

И виднее, роднее звезда?

Та, которая будет всегда,

Та, которую я уж не вижу.

И здесь эта тема приобретает мощное звучание, основанное на энергиях добра, – высших энергиях, ведущих к олицетворению человека со Вселенной через Универсум:

Слышишь поле, и речку, и рощу?

Замечаешь, что слух стал острей,

Память пристальней, сердце добрей,

Мысль ясней, и прозрачней, и проще?

Это значит, полёт уже начат –

Никому его не отменить.

Это значит, ты учишься жить,

Человеком становишься, значит.

Именно так, через полёт, через космос – к главной мысли, что Человеком можно стать, лишь научившись жить.

Вообще, раздел «По колено в листопаде» – это некая мозаика того самого колоссального многообразия жизни. Поэт очень много пишет о людях. Разных. Чрезвычайно разных. Применительно к ситуации автор использует и разный стиль. Чаще – серьёзный, очень тонкий и лирический, но не забывает Андрей Фролов и об ироничных нотах. Произведение «Про соседку», выдержанное, по большому счету, в грустных мотивах, заканчивается ироничной нотой, что несколько меняет предполагаемый вектор, но добавляет широту взгляда на жизнь, на то, как её могут воспринимать другие:

Тут вот на днях прицепилась соседка:

«Ты, – говорит, – напиши про меня».

<...>

Ну а соседка… Да что там соседка!

Я ведь уже написал про неё:

В этом стихе, и вот в этом, и в этом –

Долго верёвочку горькую вью...

Нет. Обзывает хреновым поэтом –

Хочет фамилию видеть свою.

Разговаривая о жизни, поэт оперирует разными масштабами – от бытового, как в предыдущем произведении, до космического («Возвращение домой», «Рассветное»). И здесь невозможно не сказать о ещё одном смыслообразующем явлении, глобально обусловливающем значение жизни, – о любви. И, конечно, Андрей Фролов пишет стихи о любви. В них отражаются весьма разные стороны человеческих взаимоотношений. Волнение и трепет в стихотворении «Сватовство»:

Внезапный скрип калитки,

Как властный окрик – эй!..

Я медленней улитки

Ползу к судьбе своей.

<...>

Я делаюсь отважным

И злым, как во хмелю, –

Одно, одно лишь важно:

Что Я

ТЕБЯ

ЛЮБЛЮ!

Горечь ссоры:

И за секунду до взрыва стекла,

Не сомневаясь нисколько,

Ты и другой уже в руки взяла [бокал].

Дальше... осколки... осколки...

Страсть, заполняющая целиком и придающая жизни помимо чрезвычайно насыщенного, острого ощущения, особое звучание, которое можно сравнить с эффектом необыкновенно громкой, и необыкновенно великой музыки, льющейся из мощной аппаратуры:

Клёны стряхивали кроны,

И казалось, вот итог:

Ничего не нужно, кроме

Как ловить их грустный вздох.

И брести движенья ради,

Слыша громкий гул крови,

По колено в листопаде

Или по уши в любви...

Любовь, в особенности та, что подверглась испытанию временем, не предполагает взаимоотношений без ошибок, без обид, без разочарований. Но что мы без любви?!

***

Немалое место автор уделил и чисто философским зарисовкам, так или иначе раскрывающим отношение людей к людям и людей к жизни:

Видимый всем за версту,

Еду верхом.

Был на хорошем счету,

Стал на плохом.

Виден (читай – не прикрыт)

Перед молвой.

Ночью свалили с копыт

Сивку мово.

Я, погрустив о коньке,

В травку прилег,

Не замечен никем,

Снова не плох.

Действительно, как быть? Ты на коне, ты владеешь инициативой, ты добиваешься успеха и становишься жертвой завистников, потому как «скромнее надо быть». Но вот ты вновь неприметен, вновь сер, вновь как все. Инертен. Хорошо ли и это? Стоит ли в этой жизни бороться или нужно быть скромным? Обширный, исключительно интересный вопрос из разряда социальной философии, но предложенный автором так ненавязчиво.

Иронизирует Андрей Фролов и над тщетами бытия:

Едем лёжа, сидя, стоя

Сквозь леса, поля и горы.

Тратим время золотое

На пустые разговоры.

Прибыв к месту назначенья,

Ностальгией раним грудь

И со вздохом облегченья –

В непростой обратный путь...

Словно бы сетуя на какие пустяки мы порой тратим наши души, в финальных строках стихотворения автор неожиданно провоцирует вопрос: что вообще важно в этой жизни? Глобально рассуждая, конечно жаль, что «Тратим время золотое / На пустые разговоры». Однако, изрядная доля иронии, которым заряжено это стихотворение, позволяет предположить, что и «пустые разговоры» – непременная часть жизни. Без ностальгического же, будь то ирония или серьезный разговор, и вовсе не представить человека, со всем его богатым грузом глубоких и не очень рефлексий.

Завершается раздел произведением «Осеннее», чрезвычайно музыкальный и минорный меланхоличный мотив которого:

Сентябрь мазнул небрежной охрой

По кронам престарелых лип.

Полупрозрачный воздух мокрый

К стеклу оконному прилип.

оканчивается мотивом оптимистичным:

Над чугунком колдует споро [бабушка] –

Движенья плавны и мудры –

И говорит не без укора:

- Чайку попей-ка от хандры…

Старость может быть не только мудрой, но и оптимистичной. Жизнь бесценна и оставшегося времени так жаль, что и хандрить некогда: «И говорит не без укора: / - Чайку попей-ка от хандры…». Наверное, именно старые люди способны ценить жизнь за каждую крупицу, – не у них ли поучиться, как эту жизнь любить с их вкусом к этой самой жизни?!..

***

Раздел «Мои портреты» состоит из маленьких поэтические историй, каждая из которых содержит в себе собственно портрет и некий философский вывод. Суммированные все вместе, выводы эти предлагают довольно широкую и неоднозначную воззренческую картину автора.

Открывает раздел стихотворение «Отец». Здесь картина преемственности поколений выступает как идея подтверждения непрерывности бытийного круговорота:

То скромен, то бедов,

Но праведен трудами.

Плоды его трудов

Весомее с годами.

<...>

Жизнь торопя свою,

Судьбе не даст поблажки.

Всё чаще узнаю

В себе его замашки.

По-настоящему катарсичен финал в истории с очень «маленьким» сюжетом – «Работяга»:

Сам себе не зная цену,

Слободскою стороной,

Отработав честно смену,

Он идёт слегка хмельной.

<...>

Дома ждут кормильца дети,

Мать, отец, жена с борщём,

И за пьянку на две трети

Ими он уже прощён.

Близкие люди – кто и что может быть дороже? Тривиальный вопрос, конечно, и поэт не пытается дать глубокий и развернутый ответ. Но, вероятно, в этом и главная ценность произведения «Работяга»: чрезвычайно простыми, но очень эффективными художественными средствами: «Смысл и в жизни, и в работе / Видит он издалека. / Зависает на отлете / Тяжеленная рука.» поэт формирует ёмкий образ с психологическими деталями. Детали эти, обуславливающие бытийный смысл, обусловливают и тему «близких людей», к которым мы относимся трепетно, бережно, и которых мы прощаем, несмотря на...

***

Произведение «Дедушка» – самый настоящий рассказ в стихах, очень короткий с одной стороны и богатейше насыщенный образами – с другой, раскрывает широчайшую панораму жизни:

Говорит про первую ракету,

про тайгу, про реку Енисей...

<...>

Раскрывают рты не только внуки –

со всего посёлка ребятня.

А большие дедушкины руки

превращают чурочку в коня.

Это произведение глубоко тронуло меня лично: в тщательно выписанном образе лирического героя узнавались дорогие черты моего собственного дедушки. Смею предположить, такой мощный душевный отклик – не единственный случай; любимый дедушка был почти у каждого.

***

Раздел «Вырастая до прежнего роста» заключает в себе воззренческий концепт автора о смысле жизни и бытия через весьма широкую палитру. Многие поэтические произведения из этой части были созданы в непростое для страны время (конец девяностых). В эпоху, когда произошёл глобальный слом ориентиров, идеологических воззрений: старая система разрушена, новая только нарождается и пути неясны, зыбки. Возможно, потому звучат интонации некой нравственной растерянности постсоветского человека, и в горьких поэтических нотах плещется желчь разочарований:

Из глины делала героев

С большим умением страна

И, по ранжиру их построив,

Впрок раздавала ордена.

<...>

Так и не видели свободы

За блеском дальних перспектив...

А глину выветрили годы,

В песок героев превратив.

И так страшно звучит произведение «Казнь», жуткий, леденящий надрыв которого мог быть создан только в начале двухтысячных (наверное, сегодня так написать невозможно – слишком мы стали другими):

Бесшабашны, пьяны вдугаря

От глотка недозрелой свободы,

Убивают холопы царя,

Утверждая, что волей народа.

<...>

Боязливо косится заря,

Укоряя себя в соучастье,

Убивают холопы царя,

Свято веря в кромешное счастье.

Тяжёлая энергия жуткой метафоры «кромешная счастье», так мощно и страшно поданная, определяет мрачную энергийность всего стихотворения.

Не менее тяжело звучат социальные ноты в стихотворении «На мосту, поперёк тротуара»:

На мосту, поперёк тротуара

Протянув своих ног худобу,

Восседает бесстыдная «шмара»

И безжалостно лает судьбу.

В эпоху «неясных» ориентиров, очень необычно увидеть обращение автора… к буддистским мотивам. Философское стихотворение «Мы» начинается и движется на социальных мотивах, финал же – сугубо буддистский, но приправленный социальной подоплекой, звучит как минимум нестандартно, как максимум – пронзительно и даже больно:

Кто смеется, кто рыдает,

Кто юлит, кто просто врёт –

Каждый искренне считает,

Будто в благости помрёт.

А досрочные уходы

Не меняют ничего

Смерть – явление природы

И не более того.

Несмотря на широкий охват автором колоссального многообразия жизни, часто через острейшие коллизии, довольно чётко осязается склонность поэта к созидательным мотивам, – к темам вечности через витальную идею. И всё неважное важно в круговороте бытия, и нет ничего случайного и ненужного:

Снег февральский отнюдь не вечен,

А ложится – как на века.

За окном бело-жёлтый вечер,

Дети лепят снеговика.

<...>

Вслед за нынешнею метелью

Грянет оттепель в городке –

Снеговик постоит неделю

И водой убежит к реке.

... Но отбросим тревоги эти,

Снежный парень-то – хоть куда!

Сделан он ребятней, а дети…

Дети думают жить всегда.

***

Знакомясь с поэзией Андрея Фролова невольно подмечаешь насколько легко его стихи ложатся в сознании, насколько они ясны, прозрачны. Тема жизни, за счёт концептуального подхода, излагается с философской широтой, но звучит сколь просто, столь и поэтично, а главное в унисон сердцу читателя! Ведь поэт пишет о нас! О каждом из нас! И тем больше хочется перечитывать отдельные стихотворения, когда встречаешь знакомые и дорогие сердцу черты, приметы времени, эпохи. Это ли не достойное решение сверхзадачи, когда понимание сложных глубоких тем, на которые рассуждает автор, не требует расширенной подготовки у читателя? Ощущение света, что оставляет эта книга, было потрясающе длительным. И это великолепно!

Если было интересно, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал - буду очень признателен! Всем добра, света и хорошей литературы!