Однажды один из топов по развитию производственной системы крупнейшей Российской компании, когда мы рассказывали ему про наш путь развития, эмоционально воскликнул про свой бизнес: у нас есть «lean» - бережливое производство, у нас есть «smart» - цифровизация, но у нас нет связки между ними – «бизнес-системы».
Когда приходишь на какое-то предприятие и тебе показывает «красивую» производственную систему, очень часто в тупик менеджеров ставит простой вопрос: «вы нам показали повсеместные улучшения то-тут то-там, покажите насколько улучшились ваши нормативы производства?». Ведь если работники предприятия активно улучшают свою деятельность, это несомненно должно улучшать и нормативы. А если этого не происходит, то что-то делается не так.
Анекдотически выглядит другая ситуация. Опять приходишь на предприятие. Тебе показывают многодисплейную «красивую» диспетчеризацию, видеонаблюдение с распознаванием образов, даже элементы искусственного интеллекта… а когда задаешь вопрос: «покажите автоматизацию процессов создания ценности для клиентов?», менеджеры и «айтишники» неловко отводят глаза в сторону.
Одни создают виртуальный мир со стороны lean, другие со стороны – smart. А где то, ради чего мы работаем в бизнесе? Где процессы создания ценности для клиента?
Другое дело, если lean направлено не «само на себя», а на стабильное улучшение нормативной базы: оптимизация маршрутов производства, снижение циклов изготовления и расходных коэффициентов, которые реально отражаются в управлении потоком создания ценности для клиента. В этом случае любой кайдзен начинает работать на клиента.
Другое дело, если процессы управления бизнесом настолько клиентоцентричны, что любой «пчих» клиента – его пожелание – быстро транслируется по всему потоку создания ценности: разработка продуктов и технологии производства, снабжение исходным сырьем, изготовление, отгрузка… с теми качествами, которые позволяют клиенту не только наилучшим образом удовлетворить свои потребности, но и стать успешнее… В этом случае цифровизация клиентоцентричных процессов кратно увеличивает эффективность бизнеса. Бизнес становится адаптивным и сверхконкурентным.
Не пора ли переосмыслить развитие бизнеса с позиции улучшения процессов сквозного управления потоком создания ценности для клиента. С позиции бизнес-системы в целом. В этом случае в ней найдется достойное место и для lean и для smart.