Найти тему
Сломай стериотипы

Без чего не работает ни lean, ни цифровизация

Однажды один из топов по развитию производственной системы крупнейшей Российской компании, когда мы рассказывали ему про наш путь развития, эмоционально воскликнул про свой бизнес: у нас есть «lean» - бережливое производство, у нас есть «smart» - цифровизация, но у нас нет связки между ними – «бизнес-системы».

Когда приходишь на какое-то предприятие и тебе показывает «красивую» производственную систему, очень часто в тупик менеджеров ставит простой вопрос: «вы нам показали повсеместные улучшения то-тут то-там, покажите насколько улучшились ваши нормативы производства?». Ведь если работники предприятия активно улучшают свою деятельность, это несомненно должно улучшать и нормативы. А если этого не происходит, то что-то делается не так.

Анекдотически выглядит другая ситуация. Опять приходишь на предприятие. Тебе показывают многодисплейную «красивую» диспетчеризацию, видеонаблюдение с распознаванием образов, даже элементы искусственного интеллекта… а когда задаешь вопрос: «покажите автоматизацию процессов создания ценности для клиентов?», менеджеры и «айтишники» неловко отводят глаза в сторону.

Одни создают виртуальный мир со стороны lean, другие со стороны – smart. А где то, ради чего мы работаем в бизнесе? Где процессы создания ценности для клиента?

Другое дело, если lean направлено не «само на себя», а на стабильное улучшение нормативной базы: оптимизация маршрутов производства, снижение циклов изготовления и расходных коэффициентов, которые реально отражаются в управлении потоком создания ценности для клиента. В этом случае любой кайдзен начинает работать на клиента.

Другое дело, если процессы управления бизнесом настолько клиентоцентричны, что любой «пчих» клиента – его пожелание – быстро транслируется по всему потоку создания ценности: разработка продуктов и технологии производства, снабжение исходным сырьем, изготовление, отгрузка… с теми качествами, которые позволяют клиенту не только наилучшим образом удовлетворить свои потребности, но и стать успешнее… В этом случае цифровизация клиентоцентричных процессов кратно увеличивает эффективность бизнеса. Бизнес становится адаптивным и сверхконкурентным.

Не пора ли переосмыслить развитие бизнеса с позиции улучшения процессов сквозного управления потоком создания ценности для клиента. С позиции бизнес-системы в целом. В этом случае в ней найдется достойное место и для lean и для smart.