В начале девяностых это случилось....
Даже не знаю цель визита свекрови в тот раз. Я в Москве была. Уезжала я в аэропорт вечером, ночью самолет в Москву. Рано утром ехали на рынок в Лужники. Закупались. Вечером самолёт из Москвы. К утру дома. По быстрому собирала сумки. Детей в сад приводила к семи утра, к открытию. Если воспитатели опаздывали, сторожу оставляла. Сама на рынок, торговать. И на рынок нужно было попасть, как можно раньше. Места занять в центре, где весь народ ходит. Торговали тогда на земле, на картонки товар раскладывали. То, что не продалось, опять в сумки и домой. Ну а дома готовка, стирка, глажка.
Когда улетала, маму просила, детей с утра отвести в сад, вечером забрать. На мужа надежды не было. Он мог и не появиться дома в это время.
В таком бешеном ритме жила с тех пор, как завод оборонный закрыли. Помогала мне только мама. Но она работала по графику два через два.
Свекровь очень недовольна была, что мама мне помогает. Она считала, что молодые должны сами справляться, без всякой помощи.
И после очередной поездки, я обнаружила надпись на стеклянной полке с посудой в стенке. Слово « пыль» пальцем. Там на полке, реально, была пыль. Ну, не доходили у меня руки до посуды в шкафу! Но если бы она мне это сказала в лицо, а не лазила по моим полкам за моей спиной. Может, я и восприняла бы это по-другому.
Даже, наверное, пыталась бы как-то оправдаться. Но в тот раз, так мне обидно стало. Тут же подошла к домашнему телефону, набрала номер свекрови. Она как раз дома была. Прямо спросила, зачем она это сделала?
—- А что у тебя порядка в доме нет? Вся посуда в пыли?!
—- Да в пыли. А у меня, за последние два года, не было ни одного выходного. Я даже не помню, когда в последний раз шкаф с посудой открывала.
— Я всё успевала. И детей растить, и дома убираться.
—- Вообще-то я в курсе, что Вы работали в детском саду нянечкой на полставки, пока старший один был. Когда второй родился, Вы своей маме ультиматум поставили: или она бросает свой дом в деревне и едет к вам в город, с детьми помогать. Или ноги вашей там не будет. А она ведь замужем была. Но все хозяйство и мужа бросила и к вам в город приехала. И младшего полностью вырастила. За руку и в сад, и из сада. И в школу первые два года водила и забирала. Со старшим уроки делала. И ужин вас всегда горячий ждал.
—- А тебе это кто рассказал?
— Часть от Вас слышала, часть от мужа. Ему же семь лет было, когда младший родился. Он всё прекрасно помнит. И только благодаря Вашей маме, смогли на завод пойти, специальность денежную получить.
—- Ты меня неправильно поняла. - промямлила свекровь.
—- А что там понимать! Читать я умею, грамоте обучена!
На этом наш разговор был окончен...
На следующий вечер свекровь пришла прямо с работы. Принесла гостинцев детям. Прощения у меня просила. И всё твердила, что я не так её поняла.
Да я и не злилась. Обидно было, правда. Ни разу она помощь не предлагала. Ни разу с детьми не оставалась. А как критиковать, так первая. Но, ради объективности надо сказать, что о помощи я и сама не просила. Мне это даже в голову не приходило.
Позже перемыла в стенке всю посуду. Вытерла до блеска. Но это в шкафу. А полы у меня в квартире всегда помыты были, пыль на поверхностях не собирала. Убиралась я регулярно всегда.
Сейчас, я сама дважды свекровь. Но к снохам своим с критикой никогда не полезу. Не мое это дело. А вот помочь я всегда наготове. Наверное, потому что самой нелегко было.