Найти в Дзене
UrbanDzen

Ответ на критику развязки от авторов проекта: разбираем и отвечаем на него

Добрый день, вот как-то смотрели на предложенную развязку на Транспортном кольце и, честно говоря, не понравилось. Да не только мне, многие томичи раскритиковали вот такой проект.

Вот это предложили
Вот это предложили

И вот что ответили на эту критику. Точнее, ответил ректор университета, участвующего в этом проекте.

(Урбанисты) пусть посмотрят на крупные города, я уже не говорю про японские, где четыре уровня развязок и лифты поднимают (машины). Нам далеко до этого <...> Москва так вся строится, других путей нет – машины же не летают… Я считаю, что это (строительство развязки) эффективно и другого пути нет, - сказал Виктор Власов, ректор ТГАСУ.

Не ответ, а шедевр. Впрочем, давайте разбираться.

Начнём с прекрасного сравнения. Население у Томска - около 600 тысяч человек. В только самой Москве проживает 12 миллионов человек, не говоря про Московскую агломерацию с населением примерно 15-20 миллионов человек. Разница в 20 раз. Примерно также обстоят дела с "японскими городами". Не совсем корректное сравнение, вам не кажется?!

-2

Если уж проводить сравнение городов друг с другом, тогда уж логичнее брать город, примерно похожий на него. Например, Лейпциг. В самом городе проживает примерно столько же, что и в Томске. В агломерации побольше, 1,1 миллион человек (в Томской - 787 тысяч). По площади эти города и вовсе одинаковы: Лейпциг - 297,8 км2, Томск - 294,6 км2.

И что же там? Лично я нашёл четыре развязки, все из которых находятся на самой окраине города вне жилой зоны, либо в значительном отдалении от зданий.

Вот эти четыре развязки. Обратите внимание на границы города.
Вот эти четыре развязки. Обратите внимание на границы города.

Ещё нужно отметить, что тут много путепроводов в местах пересечения с железной дорогой, но это связано с тем, что Лейпциг - крупный транспортный узел, через которой проходит множество ЖД линий.

Что-то немцы не считают, что надо развязками решать проблему пробок. Зато у них развитая трамвайная сеть, которая действительно решает транспортный вопрос.

Это вторая по величине трамвайная сеть в Германии, больше только в Берлине. Пассажиропоток составляет более 110 млн пассажиров в год!
Это вторая по величине трамвайная сеть в Германии, больше только в Берлине. Пассажиропоток составляет более 110 млн пассажиров в год!
Подвижной состав представляет собой многосекционные трамваи длиной 30-45 метров.
Подвижной состав представляет собой многосекционные трамваи длиной 30-45 метров.

Ну ладно, давайте посмотрим на Москву. Только вот строительство развязок - далеко не единственный способ борьбы с пробками, который там применяется. Москва также проводит мероприятия по созданию альтернатив личному автомобилю (каршеринг, велосипед), развивает общественный транспорт, делает выделенные полосы, расширяет зону платной парковки. Причём эти меры оказались намного эффективнее, чем просто "строй развязки и дороги".

В 2012-2013 годах Москва была загруженным городом в мире. До этого момента в качестве основного инструмента борьбы с пробками использовался экстенсивный способ: расширение дорог и развязок. Тот самый "единственный путь", который практически привёл город к коллапсу. Рейтинг: TomTom
В 2012-2013 годах Москва была загруженным городом в мире. До этого момента в качестве основного инструмента борьбы с пробками использовался экстенсивный способ: расширение дорог и развязок. Тот самый "единственный путь", который практически привёл город к коллапсу. Рейтинг: TomTom
Начиная с 2013 года Москва стала активно использовать интенсивные меры: повышение эффективности УДС (выделенные полосы, оптимизация движения, автоматизация регулирования трафика), создание и развитие альтернативных видов транспорта, развитие общественного транспорта, платная парковка, благоустройство центра города (и не только) в пользу пешехода. В результате, в 2019 году город занял 6 место в рейтинге самых загруженных городов мира. Рейтинг: TomTom
Начиная с 2013 года Москва стала активно использовать интенсивные меры: повышение эффективности УДС (выделенные полосы, оптимизация движения, автоматизация регулирования трафика), создание и развитие альтернативных видов транспорта, развитие общественного транспорта, платная парковка, благоустройство центра города (и не только) в пользу пешехода. В результате, в 2019 году город занял 6 место в рейтинге самых загруженных городов мира. Рейтинг: TomTom

И это огромный город, растущий бешеными темпами, но там не особо верят в сказки, что развязки и безумные шоссе - это "единственный путь". Дорожные проекты, конечно, реализуют и крайне активно, но только это далеко не единственный способ, с помощью которого можно бороться с пробками. А уж в Томске развязка - это не какая-то необходимость, а ошибка. Почему?

Особенность транспортной системы Томска заключается в том, что это город старого типа, с улично-дорожной сетью, сформированной ещё до массовой автомобилизации и перегруженной уже сегодня. Разумеется, транспортная система Томска не приспособлена к такому большому числу автомобилей на дорогах.

Поэтому такая развязка, как предложенная на Транспортном кольце, изначально обречена на провал. Ведь в масштабах города УДС пропускать больше автомобилей не станет, автомобили просто переедут на соседние перекрёстки, которые пропускать больше машин не станут.

А кардинальная перестройка и расширение всех улиц невозможна по причине очень высокой стоимости, нехватки земли (особенно в центре города), а также принесёт негативные последствия в виде ухудшения качества жизни горожан (никому не хочется жить рядом с шумной магистралью или развязкой).

-8

Именно поэтому мы активно продвигаем интенсивный путь развития: развитие общественного транспорта, создание выделенных полос для ОТ, строительство новых трамвайных путей, развитие города в пользу пешехода, ограничение автомобилепользования. Потому что иных вариантов решать транспортную проблему у Томска нет!

Поэтому призываю вас, а также томские власти и проектировщиков, отказаться от строительства развязки на Транспортном кольце в пользу более эффективных альтернатив, или хотя бы пересмотреть проект развязки в сторону очеловечивания: сделать её более компактной, предусмотреть наземные пешеходные переходы, тротуары, удобные пешеходные связи, озеленение; с обязательным сохранением трамвайной линии до пл. Южной.
И конечно, просим вовлекать и учитывать мнение жителей близлежащих зданий, а также других горожан в данном вопросе.

Кому интересно, предлагаю почитать эту статью, в которой подробно разбирал данный проект и предлагал альтернативные варианты.

А здесь подробно рассказывал о самой идее трамвая до Южных ворот.