Найти тему
Добрый Робик

Как-то раз в Италии…

Это рассказ об одном эпизоде из моей шофёрской биографии во время работы в АТП «Совтрансавто».

Как понятно из заголовка, действие происходило в Италии. В очередном рейсе я вёз мокросолёные шкуры крупного рогатого скота. В то время мы очень много их возили. И не только в Италию. В Европе из шкур изготавливали кожаные куртки, обувь и различную галантерею. Груз я вёз из города Моршанска, Тамбовской области в городок Арциньяно на севере Италии. Растаможка должна была производиться в городе Виченца.

Позирую на крыше своего полуприцепа на терминале в Виченце. Фото из того самого рейса. И МАЗ тот же самый.
Позирую на крыше своего полуприцепа на терминале в Виченце. Фото из того самого рейса. И МАЗ тот же самый.

Дело происходило во второй половине апреля. На загрузке и в пути ничего особенного не происходило. Прошёл Россию, Украину, Венгрию, Словению, зашёл в Италию. Прошёл дополнительное оформление в поселке Просекко. При перевозке шкур в то время так было положено. Выехал на автомагистраль, по-итальянски autostrada, ведущую в нужном мне направлении. И тут меня насторожило поведение моего СуперМАЗа. Да, в то время МАЗы пускали в Италию. Автомагистраль хорошая, покрытие ровное, любой непривычный звук становится хорошо слышен. А у моего тягача появилась какая-то непонятная вибрация. Сначала она не сильно ощущалась, но, чем ближе к месту растаможки, тем сильнее она стала проявляться. Притом вибрация была не постоянной, а как бы плавающей. Периодически она то нарастала, то исчезала. Проблему с карданным валом я отмёл сразу. Вибрация кардана имеет несколько другой характер. Заподозрил проблему со ступичным подшипником. Но на автостраде не остановишься, плюс ко всему мне нужно было успеть приехать в таможенный терминал именно в этот день. Решил ехать на свой страх и риск.

Доехал, загнал машину на терминал, сдал бумаги на оформление. Теперь нужно искать проблему. За границей ремонт автомобиля своими силами не приветствовался, можно было выхватить неплохой такой штраф от полиции. Но делать нечего, для начала надо хотя бы найти источник вибрации. На стоянке терминала находилось несколько автопоездов из стран бывшего СССР. Поговорив с коллегами, я переставил свой автопоезд между нашими машинами, чтобы меньше попадаться на глаза иностранцам. Те могли запросто сообщить куда надо, увидев, что я занялся самостоятельным ремонтом. Переоделся, достал домкрат, монтировку и полез под машину. Поддомкратил левую переднюю сторону. Попросил одного из коллег пошевелить колесо, чтобы определить люфт. Люфт был. Притом не на шкворне, а на самом подшипнике. Та-а-ак… Нехорошо… Если накрылся подшипник, всё равно какой – наружный или внутренний, это проблема. Такой подшипник в Италии не найти. Придётся или искать у коллег, или ждать, пока его доставят из нашего автопредприятия. Нерадостная перспектива…

Но, хошь ни хошь, а осмотреть подшипники нужно. Открутил крышку, начал разборку. Извлёк наружный подшипник. Осмотрел его. Нормальный подшипник, не разбит, ролики в порядке. Внутренний? Может быть. Надо снимать ступицу, смотреть. Немного отпустил тормозные колодки, чтобы тормозной барабан сошёл без затруднений. С помощью коллег снял колесо вместе со ступицей и барабаном. Извлёк внутренний подшипник. Тоже всё нормально. Странно… Внимательно осмотрел обоймы. Тоже всё в порядке. Коллеги высказали предположение, что подшипник слегка износился и поэтому появился люфт и вместе с ним вибрация. Я тоже склонялся к такой мысли. Одно успокаивало – подшипники в норме.

Решил всё собрать на место. Тут и вылезла проблема. Стал закручивать гайку, начал подтягивать её – щёлк! Обошлась по резьбе! Ох ты ж, ё-моё! Неужели резьба обошлась? Ещё раз. Щёлк! Точно… Вот, зараза! Отвернул гайку полностью, осмотрел резьбу. Вроде нормально. Нужно осмотреть цапфу – и вот оно! Съедена резьба! Да, это проблема похуже, чем подшипники… Нужно менять цапфу. А где я МАЗовскую цапфу в Италии найду? Да нигде! Коллеги говорят, мол, попал ты, браток! Это нужно сообщать в АТП, ждать, когда привезут новую деталь. Да плюс к тому ремонтировать самому нельзя, итальянцы по любому обратят внимание на такой объёмный ремонт. Потом проблем не оберёшься. Значит, придётся обращаться в сервис. А это снова время и неплохие такие деньги. А тут ещё и груз, который нужно отвезти получателю. И он, этот груз, не особенно долговечен, ему нужна переработка, иначе он испортится, а тогда… Ой, лучше не думать…

Нужно включать смекалку. Оставить всё как есть нельзя, в самый неподходящий момент может окончательно сорвать всю резьбу на цапфе, и тогда… Не надо думать, что тогда... Но что-то же делать надо! Думай, Робик, думай!

Появилась идея! Чтобы с цапфы не сошёл подшипник, нужно чтобы место на ней в районе резьбы было толще, чем внутренний диаметр подшипника. Использовать сварку, чтобы наварить утолщение – не вариант, сварки нет. Остаётся одно – расклепать кувалдой торец резьбовой части цапфы, да так, чтобы дома осталось только автогеном срезать. Всё равно цапфа уже негодная. Посоветовался с коллегами. Те одобрили. Раз так, то вперёд!

Цапфа. По-научному поворотный кулак. Фото для примера из свободных источников.
Цапфа. По-научному поворотный кулак. Фото для примера из свободных источников.

Кувалда есть. Полез, достал её. Подтянул максимально возможно гайку. И погнали!

Долго, конечно, пришлось кувалдой махать, не менее получаса. Руки быстро уставали. Ребята тоже помогали. По очереди упражнялись. Наконец-то закончили. Расклёп получился отличный. Прямо как гриб. О том, что будет, если в пути накроется подшипник, и думать не хочется. Ведь заменить его уже никак не получится. Нужны будут только стационарные условия и только в странах бывшего СССР, так как только там можно найти запчасти для МАЗа. Ну, ничего, будем надеяться, что подшипники выдержат.

Попробовал пошатать колесо. Нормально, люфта нет. Поставил на место крышку, снял машину с домкрата, уложил инструмент на место. Сходил помыться. А в голове сидит мысль, что надо бы в АТП отзвониться, сообщить о проблеме. И ещё попросить загрузку из Италии с выгрузкой поближе к дому, чтобы заехать на ремонт. Но уже наступил вечер, сегодня не дозвонишься. Ладно, перенёс звонок на завтрашний день.

Место, где раньше в Виченце был таможенный терминал. Теперь, как видно, место пустует. Скриншот с панорамы Гугл-карт.
Место, где раньше в Виченце был таможенный терминал. Теперь, как видно, место пустует. Скриншот с панорамы Гугл-карт.

С утра сходил в офис терминала, узнал о сроках таможенного оформления. Сказали, что к обеду всё будет готово. Коль так, то нужно идти звонить в АТП. Мобильной связи в то время не было. Из-за границы мы звонили с телефона-автомата. А для этого нужно было в каждой стране покупать телефон-карту. Купить эти карты проблем не составляло. Они продавались чуть ли не в любом киоске.

Узнав от коллег, где её можно приобрести, пошёл покупать. Идти было недалеко, метров двести. Наличка у меня была, нам в рейс выдавалась определённая сумма. Обычно валюту давали или в американских долларах или в немецких марках. Евро тогда не было. А уж при нахождении за границей мы меняли полученную валюту на деньги той страны, в которой находились. При заходе в Италию я тоже поменял валюту на итальянские лиры. При себе у меня были две купюры, одна на 2000 лир, другая на 100 000. Телефон-карта стоила 10 000 лир.

Уже подходя к киоску, решил заранее достать купюру в сто тысяч.

Купюра в 100000 итальянских лир. Фото для примера из свободных источников.
Купюра в 100000 итальянских лир. Фото для примера из свободных источников.

Она была сложена пополам. И как так получилось, я до сих пор не пойму… Достал купюру, начал её разворачивать и, бах! – у меня в руках две половинки! Вот, ёлки-палки! Стою, как дурак и смотрю на обрывки. Блин, тут надо в АТП звонить – телефон-карты нет. Телефон-карту купить – наличку порвал. Идти менять марки на лиры – не знаю, где это можно сделать…

Ну, стой, не стой, а что-то надо делать. Решаю подойти к охраннику терминала, расспросить о ближайшем банке. Похожу:

- Бон джорно, синьор! – здороваюсь, и показываю порванную банкноту, - Иль мио проблема! (У меня проблема).

Охранник мне что-то отвечает, жестикулируя, как все итальянцы, из чего я понимаю только то, что метрах в четырёхстах от терминала есть банк, куда я могу обратиться со своим вопросом. Благодарю синьора и иду в указанном направлении.

Действительно, метров через четыреста вижу офис на первом этаже одного из зданий. На нём вывеска «Вanca commerciale». Захожу, здороваюсь, показываю порванную купюру служащему банка. То в ответ начинает мне что-то говорить, но я абсолютно не понимаю, о чём речь, лишь улавливаю слова «Банка коммерциале» и «Банка национале». Догадываюсь - речь идёт о том, что такие вопросы решаются только в национальном банке, а у них банк коммерческий и поэтому служащий не может мне помочь. Я пытаюсь расспросить, как мне попасть в «Вanca nazionale», и тут синьор понимает, что я иностранец.

В то время загранпаспорта на Украине ещё выдавались на оставшихся бланках СССР. По крайней мере у нас, в Луганске. Вот и у меня был синий загранпаспорт с гербом Советского Союза и золотыми буквами СССР.

-5

Одет я был в лёгкую белую рубашку с короткими рукавами, и сквозь ткань нагрудного кармана эти золотые буквы достаточно хорошо просвечивались.

- Синьор, Чи-Чи-Чи-Пи? – спросил меня банковский служащий, указывая на мой карман.

- Си, синьор, Чи-Чи-Чи-Пи! (Да, синьор, СССР!), - ответил я. Кстати, Задорнов не шутил по поводу «Чи-Чи-Чи-Пи», именно так СССР звучит на итальянском языке.

- Ун моменто! – синьор куда-то уходит, через пару минут возвращается, забирает у меня рваную купюру, взамен отдаёт мне целую.

Я благодарю его, пытаюсь выяснить, сколько я должен за услугу. Служащий даёт мне понять, что это бесплатно. От всего сердца говорю синьору:

- Грацие! Гранде грацие! (Спасибо! Большое спасибо!)

- Прего! (Пожалуйста), - отвечает молодой человек, - Чао! (До свидания).

- Чао! – говорю я, и с хорошим настроением покидаю помещение банка.

После этого я купил телефон-карту, отзвонился в АТП, рассказал о проблеме. Там приняли к сведению мою информацию, пообещали вывести поближе к дому.

А потом выгрузка, загрузка, путь домой…

Надо сказать, что доехать мне удалось без проблем, подшипники не подвели. А мой выход из положения, конечно, удивил руководство, заставил поматериться слесарей, и был принят на заметку другими водителями.

А деньги с тех пор я стараюсь разворачивать поаккуратнее.

К слову - на канале ещё много интересных историй из моей жизни. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Новые рассказы выходят еженедельно, каждую среду, но иногда бывают и внеочередные публикации. Так что - следите за каналом. И приятного вам чтения!