Буквально на днях встретил в социальной сети высказывание «Ангельское терпение требует дьявольской силы». Достаточно любопытная формулировка, поэтому вбил её в поисковик и, помимо её дословной цитации (авторство которой закреплено за неким Александр/Лешеком Кумором, который по факту «прогугливания» оказался неким польским киноведом и афористом), высветилась ещё и похожая по звучанию фраза «Сила дьявола в его ангельском терпении» (автор – известный комик-афорист, не особо нуждающийся в дополнительных представлениях, Станислав Ежи Лец).
Именно разность значений обоих афоризмов при, казалось бы, крайне большом сходстве звучания меня и привлекла в данный момент. Давайте проанализируем то и другое изречения.
«Ангельское терпение требует дьявольской силы» – это о том, что терпение – это достаточно объёмная нравственно-психологическая характеристика человека. С одной стороны, терпение (или терпеливость = способность терпеть что-либо) может быть врождённым и усиленным со стороны воспитания (влияние социального фактора на развитие судьбы личности). С другой стороны, терпение – это ещё и качество, взращенное в процессе САМОвоспитания. Как бы там ни было (не суть важно в данном контексте, какой из трёх факторов формирования судьбы человека был ключевым: генетика как неотъемлемая часть Природы, влияние социальной среды или же воля как сфера личного целеполагания), но по смыслу это – примерно то же самое, что и известное изречение мастера боевых искусств А.Н. Кочергина: «Сильные люди – добрые люди». Иначе говоря, человек, который способен по-ангельски, максимально по-доброму терпеть (не путать с «потакать»!!) несовершенства в поведении других людей, априори должен обладать недюжинной силой воли, силой самообладания, силой жизненного опыта (в том числе опыта кармического, почерпнутого из других своих воплощений). Речь именно о моральной подоплёке взаимоотношений, а не о любой целеустремлённости где бы то ни было; в противном случае прилагательное «ангельское» вообще не играло бы никакой принципиальной роли и легко могло бы быть заменено на «недюжинное», «огромное» и т.п.
«Сила дьявола в его ангельском терпении» – а вот эта фраза уже не столько о самом человеке, сколько о том «рогатом», который пытается его искушать и подбивать на дурное. Этот нехороший (но, тем не менее, необходимый людям и как объект для сравнений с Добром, чтобы больше это самое Добро ценить и не зажираться им, и в то же время как тренажёр для развития их собственной силы воли) персонаж, действительно, очень долго может пробовать свои самые разные гнилые подходцы, чтобы прокрасться в душу человека, а попутно проявляет свою терпеливость в том, что копит на него «компромат». По факту же он тем самым проявляет свои тупость, ограниченность и условно-номинальное отпадение от Бога (именно номинальное, поскольку у Всевышнего ВСЁ «под контролем», ВСЁ задумано с максимально вероятной Целесообразностью, Промыслом, которые обычному рассудку «не по зубам»), так как любая ошибка человека – это всего лишь шаг на пути всё к тому же Совершенству, к Абсолюту; шаг через сравнение, через «пробу пера» и т.п. К тому же, человек НЕ МОЖЕТ НЕ СОВЕРШИТЬ ошибки там, где он оказывается вообще ПЕРВЫЙ РАЗ (речь именно о связи воплощений, потому что и через реинкарнации какие-то ситуации, в том числе испытания, по сути своей могут повторяться до тех пор, пока Душа не пройдёт, не усвоит их). Все ли научились в детстве ходить, ни разу не упав при этом, или кататься на коньках, или быть вежливыми в общении даже с жуткими агрессорами?? Вопрос, разумеется, риторический.
Соответственно, мы приходим к выводу о том, что приведённые два высказывания, действительно, можно связать в единую концепцию при желании: чем добрее человек, тем он сильнее; чем он сильнее, тем он устойчивее к искушениям по-своему терпеливого и (и до поры, до времени неугомонного) дьявола.
10 января 2021
© Copyright: Максим Вячеславович Гуреев