Найти тему
Скрытые смыслы

Мир под крылом беспилотника: Россия и её заклятые друзья в новой реальности

Оглавление

Если бы в ушедшем году планету не охватила коронавирусная пандемия, 2020-й, без сомнения, стал бы годом беспилотников. Начался он, как многие помнят, с убийства иранского генерала Касема Сулеймани, главного специалиста по гибридным войнам, командира спецподразделения «Аль-Кудс» и фактически второго человека в Исламской Республике Иран, продолжился воздушным блицкригом Турции против сирийской армии, а завершился разгромом армянских сил Азербайджаном и ополовиниванием самопровозглашённой Республики Арцах, она же Нагорный Карабах

И во всех этих событиях ключевую роль сыграли ударные беспилотники. Средство не то чтобы абсолютно новое и неожиданное, но ещё никогда не игравшее столь значительной роли в урегулировании вопросов, не имеющих дипломатического решения.

Технология, которая ещё недавно была доступна всего нескольким странам и применялась исключительно на задворках мира, вышла в свет, получила популярность и стала новым фактором международных отношений. Когда-то пушки оказались сильнее крепостных стен и стали последним доводом королей, совершенствование паровых двигателей в XIX веке привело к появлению «дипломатии канонерок». Вот и ушедший 2020-й подарил нам нечто подобное. Самое время посмотреть, как обстоят дела с производством и развитием ударных дронов в мире, каковы в этом отношении перспективы нашего богоспасаемого Отечества и что имеют про запас наши злейшие друзья и заклятые партнёры.

Американская рутина

К сожалению, борьба с белыми привилегиями и мужским цисгендерным шовинизмом в Соединённых Штатах пока не добралась до военно-промышленного комплекса, а потому дела там идут по накатанной. Ещё в 2018 году американские военные вывели из состава ВВС самый известный, можно сказать, культовый ударный беспилотник MQ-1 Predator («Хищник»), полностью положившись на более современную модель — MQ-9 Reaper («Жнец»).

В октябре 2020-го стало известно, что американским инженерам удалось вдвое увеличить боекомплект этой «птички». Модернизированные MQ-9 способны нести до восьми ракет AGM-114 Hellfire, в то время как стандартный «Жнец» берёт всего четыре ракеты этого типа.

Цель модернизации заключалась в том, чтобы приблизить ударные возможности дрона к возможностям пилотируемых самолётов и вертолётов. Добиться желаемого эффекта получилось за счёт применения универсальных пилонов, на которые также можно подвешивать 500-фунтовые бомбы (GBU-38 со спутниковым наведением) или дополнительные баки с топливом.

Кроме того, специалисты General Atomics обновили программное обеспечение «Жнеца». Новое ПО позволяет дрону в автоматическом режиме садиться на основной и запасные аэродромы, в том числе и в условиях плохой погоды (что снижает риск того, что оператор разобьёт дорогостоящую машину), и на повреждённые полосы. По заверениям представителей General Atomics, новый «Жнец» получил систему, которая без участия человека позволяет оценить состояние посадочной площадки и выбрать наиболее оптимальную траекторию приземления. По итогу «Жнец» стал более универсальной машиной для убийства, способной гибко менять характер полезной нагрузки в зависимости от поставленных перед вылетом задач.

В целом очевидно, что в этом направлении у американцев не намечается никаких громких прорывов. Вместо этого идёт рутинная работа по доведению боевой машины до идеальной, беспроблемной кондиции.

Параллельно ведётся разработка принципиально новых БЛА (беспилотных летательных аппаратов). Компания Boeing в 2019 году начала испытание беспилотника MQ-25 Stingray («Скат»). Первоначально машина задумывалась как инструмент по взлому глубоко эшелонированной ПВО противника, однако в итоге решено было строить беспилотный топливозаправщик с некоторыми функциями разведчика. Тем не менее схема «летающее крыло», применение стелс-технологий и способность взять на борт почти семь тонн полезной нагрузки (помимо собственного топлива, достаточного для полёта на 930 километров) открывают перед инженерами самые широкие перспективы для возвращения машине ударного потенциала, причём как в варианте бомбардировщика, так и ведомого истребителя.

По мнению американских военных, включение этих дронов-танкеров в состав корабельных авиагрупп позволит увеличить радиус действия истребителей и штурмовиков семейства F-18 с нынешних 830 километров до 1300 километров. К настоящему моменту построен один прототип MQ-25, который начал лётные испытания в 2019 году. Всего в рамках контракта предполагается построить четыре аппарата этой модели до 2024 года. Если машина удовлетворит командование ВМС, Boeing получит контракт на строительство еще 72 дронов этого типа общей стоимостью 13 млрд долларов.

На низком старте ожидает денег от Пентагона и детище General Atomics — беспилотник Avenger («Мститель»). Формально машина проиграла конкурс MQ-25 Stingray и как бы осталась не у дел. Однако совсем не исключено, что мы ещё увидим реинкарнацию этого проекта. Дело в том, что «Мститель» создавался на замену MQ-9 Reaper, и потому для его обслуживания не потребуется строить новую инфраструктуру — подойдёт та, что была создана для «Жнецов». В отличие от MQ-9, он имеет турбовентиляторный двигатель, обеспечивающий существенно большую, хоть и дозвуковую, скорость полёта; также в его архитектуре учтены требования обеспечения радиолокационной малозаметности — размещение оружия во внутренних отсеках и S-образный изгиб выхлопного канала, прячущий лопатки компрессора от излучения радаров. Благодаря этим решениям Avenger должен оказаться крайне неприятным противником даже для технологически развитых стран с хорошей системой ПВО.

Главным же преимуществом машины является ее облётанность: впервые «Мститель» поднялся в воздух ещё в 2009 году. К настоящему моменту компания построила девять экземпляров, которые полностью готовы к использованию. Такими заделами не разбрасываются.

КНР: копировать и демпинговать

Китайцы в плане подхода к работе над беспилотными вооружениями тоже верны себе. Вместо того чтобы изобретать велосипед, они ещё в конце нулевых занялись копированием американских «Хищников». В результате уже к 2012 году был построен аппарат Wing Loong I, который удивительно похож на заокеанский прототип. Тем не менее на все обвинения в плагиате китайские специалисты делали круглые глаза и заявляли, что, во-первых, законы аэродинамики во всём мире одинаковы, а во-вторых, они «руководствовались требованиями международного рынка».

К слову, на международный рынок китайцы и начали продвигать свои изделия в первую очередь. Есть мнение, что первые экспортные контракты были заключены ещё в 2011 году, а в цветах ВВС НОАК аппарат был представлен на авиасалоне в Чжухае в 2014-м.

Китайский дрон получился очень близким к американскому, но несколько тяжелее: 1200 кг против 1020 кг у MQ-1. При этом Wing Loong способен брать до 200 кг разнообразного вооружения, в том числе управляемые бомбы массой до 100 кг, многоцелевые ракеты класса «воздух — поверхность» и свободно падающие бомбы. При крейсерской скорости в 280 км/ч и запасе топлива, достаточном для 20-часового перелёта, получилась очень неплохая машина для патрулирования границ и уничтожения наземных целей, в том числе малоразмерных.

В 2016 году производитель дрона, компания Airshow China, представила обновлённый беспилотник Wing Loong ID. Новая модель полностью выполнена из композитных материалов, имеет большую грузоподъёмность и увеличенное до 35 часов время нахождения в воздухе.

В ноябре 2020-го стало известно, что китайские военные опробовали беспилотник в качестве транспорта: под дрон подвесили контейнер с парашютом, с помощью которого солдатам был доставлен некий «полезный груз». Сейчас НОАК широко использует гексакоптеры для доставки боеприпасов и провизии на труднодоступные базы, расположенные в китайской части Тибета. Не исключено, что командование сочло Wing Loong лучше подходящим для этой роли, чем летающие «по-вертолётному» беспилотники.

Естественно, копирование американского «Хищника», разработка которого началась ещё в 80-е годы прошлого века, аппетиты Пекина удовлетворить не могло. Поэтому с 2010 года Китайская академия аэродинамики занялась разработкой «ответа» американскому «Жнецу». Работы завершились в 2014-м, получившуюся машину назвали Cai Hong — 4 («Радуга-4»). В итоге китайская армия получила второй беспилотник класса MALE (средневысотный большого радиуса действия).

СН-4 и его более поздняя версия СН-5 в 2,5 раза крупнее Wing Loong. Их взлётный вес около 3,3 тонны, а полезная нагрузка — порядка 480 кг. Время нахождения в воздухе у него увеличено до 40 часов, а дальность управления по спутниковому каналу — до 2000 км.

В октябре 2019-го на параде в Пекине китайцы показали сверхзвуковой разведывательный дрон, выполненный по схеме «летающее крыло» и якобы уже находящийся на вооружении 30-го авиаполка ВВС НОАК, — WZ-8. Впрочем, изделие не пролетело над головами изумлённой публики, а было провезено на автомобильной платформе. Поэтому степень готовности дрона, как и его функционал, вызывают серьёзные вопросы. Тем не менее намёк вполне прозрачен: китайские конструкторы работают и в этом направлении.

Помимо уже привычных и широко распространённых типов БЛА, военные КНР в 2020 году активно экспериментировали с альтернативными системами. В частности, сообщалось об испытании корабельного беспилотного вертолёта и системы залпового огня, где вместо ракет используются миниатюрные дроны-камикадзе. Эти мини-снаряды во время полёта проводят разведку местности и тут же поражают обнаруженные цели. Из-за малых размеров снаряды вряд ли будут эффективны против тяжёлой бронетехники, но истреблять бронемашины, ПТУРы и тяжёлое стрелковое вооружение противника на позициях ими вполне можно.

В случае с Китаем необходимо отметить, что развитие беспилотной авиации с самого начала велось с прицелом на захват международных рынков. В последние годы китайские дроны активно раскупаются африканскими и ближневосточными странами. Основную клиентуру Пекина составляют страны, которым США и Израиль отказываются продавать свои изделия по политическим причинам, а также государства, у которых просто нет денег на американо-израильскую технику. Китай же не даёт моральных оценок даже самым отмороженным диктаторским режимам, а за новый Wing Loong I просит всего миллион долларов. Для сравнения: подержанный Predator обходится в 4 млн долларов. В результате китайские дроны покупают и нищая Нигерия, и купающаяся в нефтедолларах Саудовская Аравия.

Горячий Восток

Одним из мировых лидеров на международном рынке беспилотников по-прежнему остаётся Израиль. По некоторым оценкам, доходы от продажи дронов составляют до 10% израильского оружейного экспорта.

Самые востребованные машины у иностранных покупателей — БЛА типа Heron (Heron TP), Hermes 450 и Eitan. С этой стороны вряд ли стоит ожидать больших сюрпризов. Скорее всего, израильские фирмы будут и дальше планомерно и поступательно развивать свои машины, сообразуясь с требованиями заказчиков и вызовами, создаваемыми конкурентами — китайцами и американцами.

А вот что касается самых распиаренных беспилотников прошлого года, турецких, то с ними ситуация намного интереснее. Собственно, само словосочетание «турецкий беспилотник» если не оксюморон, то крайне неоднозначный термин.

Никогда не было секретом, что турки собирают свои дроны из иностранных комплектующих. У Анкары вообще практически весь оборонпром зависит от поставок критически важных компонентов из-за границы. Однако после того как армяне сбили над Карабахом и изучили обломки ударного дрона Bayraktar TB2, появилась возможность предметно оценить масштаб заимствований.

Как оказалось, «Знаменосец» комплектуется 100-сильным бензиновым двигателем Rotax-912 производства австрийской фирмы Rotax, «дочки» известной канадской компании Bombardier. Оптическая система обнаружения и подсветки целей тоже канадская: L-3 WESCAM CMX-15D. Стоимость одного комплекта — 1,2 млн долларов. Система спутниковой связи — от американской фирмы Viasat. Правда, по некоторым данным, турецкая компания ASELSAN, производящая «байрактары», смогла создать собственный аналог. Навигационный комплекс тоже американский: GARMIN GNC 255A. Топливный насос — производства британской Andair Precision Aircraft Components, гироскоп LN-200 — от американской Northrop Grumman.

Сельджук Байрактар, глава ASELSAN и по совместительству зять президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, может сколько угодно рассказывать о полностью турецком происхождении беспилотников. Однако, пока критически важные компоненты и целые системы этих аппаратов производятся на Западе, это утверждение остаётся крайне спорным.

К слову, на фоне событий в Карабахе практически все европейские и канадские поставщики заявили, что останавливают поставки в Турцию. Понятно, что такие санкции не способны полностью остановить производство турецких дронов (никто не захочет уступать столь «вкусный» рынок тем же китайцам), но сделать их производство крайне нестабильным ограничения вполне могут.

Примерно так же обстоят дела и с беспилотниками Anka, производимыми Turkish Aerospace Industries, главными «героями» февральского погрома сирийской армии в провинции Идлиб.

В общем и целом Анкара пошла по пути интеграции иностранных систем, которые можно получить от союзников или купить на гражданском рынке. Плюсом такого решения стала скорость создания «турецких» дронов и относительная дешевизна разработки, ну а минусом — зависимость от иностранных производителей.

21 декабря Сельджук Байрактар выступил на азербайджанской конференции Innoweek. Он заявил, что его компания намерена до 2023 года создать прототип турбореактивного беспилотника. По словам предпринимателя, длительность нахождения машины в воздухе составит 4-5 часов, скорость полёта — порядка 980 км/ч, а полезная нагрузка — около 1000 кг при взлётной массе в 3,5 тонны. Управляться аппарат будет через спутник, то есть радиус его применения не будет ограничен мощностью станции управления.

По сути, презентация Байрактара — такая же заявка на членство в клубе передовых государств-дроноводов, как и демонстрация китайского WZ-8 на автоприцепе.

Турецкий проект, с одной стороны, самый спорный, ведь он страдает от комплекса проблем, порождённых технологической зависимостью от США и ЕС, которые туркам не совсем друзья. С другой, собираемых по принципу «с миру по нитке» беспилотников вполне хватает для реализации турецких внешнеполитических целей. При этом дроны используются для решения всё более и более масштабных задач. Если Китай развивал беспилотники с явным намерением занять свободные ниши мирового рынка вооружений, то Анкара превратила дроны в мощнейшее средство пропаганды и повышения своего международного престижа, особенно среди исламских стран.

Кроме того, турецкое руководство настойчиво проводит политику локализации производств на своей территории, постепенно заменяя импортные системы своими аналогами. Жизнеспособности концепции придаёт и то, что формально Анкара является союзником США и Европы, так что введение против неё масштабных долговременных санкций маловероятно. К тому же западные фирмы находятся под всё более возрастающим давлением китайских производителей, так что по итогу турецкая стратегия развития дронов может оказаться вполне успешной.

Что же может противопоставить всем этим технологиям Россия? Об этом читайте в нашем следующем материале.