Найти тему
О разном

Как написать хорошую завязку

Оглавление

Художественное литературное произведение можно сравнить с клубком, который автор распутывает от главы к главе. Поэтому очень важно начать с создания этого самого клубка. Это называется завязка - тот самый узел, который автор предложит своим читателям развязать.

Завязка является обязательной частью сюжета

Завязка в произведении это основное событие, которое влечет за собой развитие всех остальных событий. Это кнопочка "пуск", после нажатия которой все начинается. Завязка может быть очень короткой, всего одно предложение, а может быть растянута на несколько сцен. Не всегда, но чаще всего чем объемнее произведение, тем больше места занимает завязка. Где-то встречалась рекомендация, что завязка не должна занимать более 25% от общего объема произведения. На мой взгляд - не более 10%.

Нежное летнее утро неспешно разливалось по крышам московских домов. Припозднившиеся петухи торопливо кукарекали вслед уже отгорланившим собратьям, зевающие портомойки спускались к реке, сонные дворники лениво ширкали метлами в спящих дворах. Где-то далеко неосторожный звонарь задел колокол и вязкое «Боммм…» растворилось в туманном воздухе. И в этом благолепии над тихими улицами разнесся протяжный женский вопль:
- Без ножа зреза-али-и-и-и-и!!!! Обокра-а-а-али-и-и-и-и!!! Кормильца свели, ироды-ы-ы-ы…

Это начало детективного рассказа объемом 40 000 знаков. А завязка в нем составляет всего лишь 161 знак:

И в этом благолепии над тихими улицами разнесся протяжный женский вопль:
- Без ножа зреза-али-и-и-и-и!!!! Обокра-а-а-али-и-и-и-и!!! Кормильца свели, ироды-ы-ы-ы…

Всего 0.4% от общего объема, но посмотрите, как много автор сумел рассказать в этих несчастных 0,4%: что событие грянуло как снег на голову, что ничто его не предвещало, что произошла кража, что украли какое-то животное, которое имело большое значение для его владельцев, что события происходит явно не в наши дни - об этом говорит словечко "ироды".

Завязка, в которой описывается знаковое событие, называется явной. Кстати говоря, завязкой совсем необязательно должно служить какое-то значимое событие. Например, в романе "Три мушкетера" А. Дюма завязкой служит появление в городе Менге юного всадника в выцветшем берете - ничем не примечательное событие, разве что внешний вид всадника вызвал любопытство горожан. Но сколько самых разных событий повлекло за собой это появление! Такая ни о чем не говорящая завязка называется неявной.

-2

Трудно сказать, какой вариант лучше - сразу сообщающий о том, что произошло нечто из ряда вон, или тот, при котором все начинается в незначительного явления - автор пусть сам выберет то, что ему по душе, однако явные завязки оказывают более мощное эмоциональное воздействие на читателя, чем неявные.

При написании завязки следует придерживаться правил:

  • Завязка должна увлекать.
  • Завязка должна быть простой и понятной читателю.
  • В завязке речь должна идти о том, что/кто будет главным объектом произведения.
  • Стиль завязки должен быть такой же, как у всего произведения.
  • В завязке не должно быть ничего отвлекающего, никаких лирических отступлений.
  • Завязка не должна быть затянутой.

Завязка это ваше обещание читателю о чем-либо рассказать.

В завязке вы ставите вопрос, на который ответите в кульминации

Кто убил дворецкого?

Добьется ли Д'Артаньян славы и успеха?

Спасет ли Аленушка братца от бабы Яги?

Если вы помните, то завязка это место зарождения конфликта, вокруг которого будет строиться весь сюжет. Поэтому, когда вы пишете завязку, вы должны четко представлять себе, чего хотят добиться ваши персонажи, их желания, мотивы, цели. Завязка выполняет роль катализатора, провоцирующего все дальнейшие события. Но это не означает, что завязку надо писать первой. Иногда авторы пишут произведение, полностью или какую-то часть, и только после этого придумывают завязку. ))))

-3

Обычно в завязке обрисовывается начало истории. Но иногда хитрые писатели, чтобы подогреть интерес читателей и задать тон произведению, начинают с... конца. Например, автор описывает, как он стоит у надгробия своего товарища, какие ужасные чувства переполняют его душу - и после этого начинает рассказывать, что за события привели к такому результату. Или автор рисует картину суда, судья выносит приговор преступнику и далее нам будут рассказывать о том, что всему этому предшествовало. Именно такая завязка у французского фильма "Любит-не любит" 2002 года с Одри Тоту в главной роли.

Вы можете поэкспериментировать, написать две-три разных завязки к своему произведению, посмотреть, какая лучше, выбрать одну, а другие сохранить для следующих произведений.