Миллионы людей в разных странах считали мать Терезу святой еще при жизни. Однако есть у нее немало и критиков .Особенно громко их аргументы зазвучали в последние дни 2015 года, когда монахиню все-таки решили канонизировать.
ЧУДЕСА ИСЦЕЛЕНИЯ
1948 году Аньэза (Агнес) Гондже Бояджиу, больше известная как мать Тереза, создала женскую монашескую конгрегацию «Сестры — миссионерки любви».
Этот монашеский орден, открывавший приюты, школы и больницы для бедных, сейчас действует в 111 странах. Неудивительно, что матери Терезе, албанке по национальности, вручили в 1979 году Нобелевскую премию мира, а в 2003-м папа Иоанн Павел II причислил ее к лику блаженных. Имя этой монахини еще при жизни ассоциировалось с милосердием, После смерти же отовсюду послышались призывы о причислении ее к лику святых.
В декабре 2015 года папа Франциск I признал чудом исцеление бразильца, который при помощи молитв матери Терезы якобы избавился от опухоли головного мозга. Первым же чудом считается исчезновение опухоли у жительницы Калькутты, выздоровевшей благодаря портрету монахини, который испускал сияние. 4 сентября 2016 года, в 19-ю годовщину смерти, мать Тереза была канонизирована, На церемонию канонизации на площади Святого Петра в Риме собралось 100 тысяч человек. Однако решение понтифика вызвало новую волну жарких споров об ее жизни, деятельности и наследии.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБВИНЕНИЙ
В 2015 году мать Терезу раскритиковали в Индии — стране, где она проработала большую часть своей жизни. «Работа ради благих целей вызывает только восхищение, — заявил тогда Мохан Бхагват, лидер индуистской националистической организации Раиггрия сваямсевак сангх (РСС), на открытии приюта для сирот в Раджастане. — Что же касается матери Терезы, то главной целью ее работы было обращение людей в христианство".
Мохан Бхагват — не первый критик деятельности матери Терезы. Главные претензии к ней можно свести к трем пунктам: крайне плохие медицинские и бытовые условия в ее приютах, нецелевое использование пожертвований и религиозный пыл. граничивший с фанатизмом.
Наиболее известным критиком матери Терезы считается писатель Кристофер Хитченс. Борьбу с ней он начал в 1990-е годы, когда ее репутация была выше всяких подозрений.
Вместе с пакистанским журналистом Тариком Али Хитченс снял в 1994 году получасовой документальный фильм «Ангел из ада»- Воскове фильма лежит отчет индийского журналиста Арупа Чаттерджи, который работал в одном из приютов матери Терезы. Он-то и составил длинный перечень обвинений в ее адрес.
Чаттерджи, и Хитченс а частности, упоминают плохие условия содержания в калькуттских приютах матери Терезы.
По словам одной журналистки, фотографии приютов очень похожи на архивные снимки концлагеря Берген-Бельзена.
В фильме приводятся слова побывавшего в приютах человека, который назвал условия содержания е них «культам смерти и страданий».
Авторы фильма «Ангел из ада» подробно остановились и на связях матери
Терезы с сомнительными личностями, самыми известными из которых были бывший диктатор Гаити Жан-Клод Дювалье и американский мошенник Чарльз Китинг.
В обмен на солидные пожертвования мать Тереза публично хвалила этих людей, Она, в частности, утверждала, что Дювалье, ограбивший гаитян и заливший страну кровью, работает на благо народа. '
Перед судом над Китингом она написала письмо судье в защиту этого мошенника, обворовавшего десятки инвесторов, но проигнорировала просьбу вернуть 1,2 миллиона долларов, украденных и пожертвованных им.
ПРИЮТ ИЛИ «ДОМ СМЕРТИ»?
Кристофер Хитченс написал и скандальную книгу. В "Миссионерской позиции: мать Тереза в теории и на практике- ом сделал вывод, что ее больше интересовала не помощь бедным, а использование их страданий на благо католической веры.
И это похоже на правду. Ома. например, однажды сказала: "Замечательно. что бедные люди мирятся со своей участью и разделяют страдания Христа. Миру, думаю, их страдания идут на пользу».
Критически отозвался в 1996 году об условиях содержания в одном из приютов матери Терезы и журнал Lancet. Редактор авторитетного в мире медицины издания Роберт Фокс обратил внимание на то, что ее Орден имеет порядка 40 тысяч добровольцев, но почти не привлекает к работе врачей. Фокс пришел к выводу, что мать Тереза лишь имитирует врачебную деятельность.
В 517 приютах «Сестер — миссионерок любви» принимают нищих и больных проказой, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями. Однако немало докторов, побывавших в калькуттских приютах, называли их «домами смерти».
Имеется немало свидетельств, говорящих о серьезных недочетах в гигиене, плохом уходе, скудной еде и практически полном отсутствии болеутоляющих лекарств. Даже самых тяжелых больных никогда не отправляют в больницы.
Никто не берет у пациентов анализы.
Шприцы моются и многократно используются без стерилизации. Страдающим от нечеловеческих мук больным онкологическими заболеваниями дают лишь аспирин.
Однажды мать Тереза сказала умиравшему в муках больному раком, что ему.,, повезло: -Вы страдаете, как Христос на кресте. Это значит, что он вас поцеловал". На эти слова она получила ответ, который, кстати, не поняла: «Тогда скажите ему, чтобы он перестал меня целовать!»
ГДЕ ДЕНЬГИ?
Профессор Монреальского университета Серж Лариви и Женевьева Ченар тоже публично поддержали Хитченса, изучив почти 300 документов о жизни и деятельности монахини. На страницах журнала Studies in Religion/Sciences они усомнились в имидже матери Терезы, созданном СМИ и церковью.
Кроме плохих условий в приютах, они обратили внимание и на сомнительные моменты в финансовой деятельности «Сестер — миссионерок любви». Журнал Stern еще в 1991 году писал, что на благотворительность в ордене тратилось лишь 7% пожертвований. Остальное расходилось по банковским счетам, большинство которых неизвестно до сих пор.
Жертвам многочисленных стихийных бедствий в И ндии мать Тереза предлагала молиться и раздавала медальоны с изображением Девы Марии, но не помогала деньгами. Между тем пожертвований было очень много, сотни миллионов долларов. Поэтому объяснять плохие условия в приютах и отсутствие лекарств и современного медицинского оборудования недостатком средств глупо. При этом руководство ордена и при жизни матери Терезы, и после ее смерти неоднократно отказывалось от проведения независимого аудита.
ОСОБЕННОСТИ ФАНАТИЗМА
Наконец, упреки е крайнем догматизме, Мать Тереза яростно боролась с контрацептивами, разводами и абортами, По мнению критиков, то. что Ватикан ужесточил отношение к абортам, — ее рук дело: на выступлении после вручения Нобелевской премии монахиня назвала их главной угрозой человечеству.
На Втором Ватиканском соборе мать Тереза была е авангарде консервативного крыла, которое выступало против реформ в католической церкви. Она говорила, что нужно больше работать и сильнее верить, а не менять учение.
Даже в ортодоксальных церковных кругах ее считали ультрареакционером и фундаменталистом.
Сама мать Тереза неустанно распространяла веру. Монахини ордена по ее указанию тайком крестили в приютах умирающих индуистов и мусульман.
Немало вопросов вызвало и ее причисление к лику блаженных: процедуру канонизации начали в 1998 году, то есть уже через год после ее смерти, а не через 5 лет, как положено.
Многие сомневаются и в первом чуде, приписываемом монахине, Оно было признано на основании показаний бенгалки Моники Бееры. Однако ее лечащий врач Раньян Мустафи и другие медики считают, что у нее не было рака, а ее туберкулезная киста рассосалась благодаря регулярному приему лекарств.
Справедливости ради следует сказать, что в деятельности матери Терезы было много и положительных моментов.
С этим соглашаются самые яростные критики монахини. Например, профессор Лариви как-то сказал: «Если созданный церковью имидж матери Терезы способствовал гуманитарным инициативам, которые действительно помогали больным и нищим, то это можно только приветствовать».