Для большинства людей игры – это что-то не серьёзное, связанное с отдыхом, развлечением. Однако игровые формы обучения признаны более эффективными, чем классическая зубрёжка. Какие важные потребности способна утолить игра? Интересно? Читаем дальше.
Для чего мы играем? Этот вопрос я задавал участникам интерактивных занятий (ещё до ограничений) и внукам. Ответы были примерно такими:
«Потому, что весело и увлекательно!»
«Чтобы выиграть!»
«Хочется отвлечься».
Рассмотрев разные мнения, обнаружились 5 потребностей личности, восполняемые в играх.
1. Переключить внимание
Знаете мудрость: «лучший отдых – смена деятельности»? Это как раз об играх. Когда угнетает рутина, когда однообразие притупило сознание, мы переключаемся на нечто совсем другое. Освежить восприятие помогают игры, обостряющие наше внимание принципиально новыми задачами (отбить мяч, собрать карточную комбинацию, выполнить задание).
2. Развить навык
Для того чтобы играть (а тем более – побеждать), необходимо изучить правила и тренироваться. Так развлечение приводит к развитию определённых навыков (внимания, комбинаторики, умения работать в команде и т.д.). Их можно оставить для досуга, а можно применить, как профессиональные качества.
3. Общаться по теме
Игра всегда подразумевает общение. С командой, с противником (даже воображаемым), болельщиками. Хотя бы – с компьютером. При этом обмен мнениями и эмоциями идёт в рамках определённой темы. В подобном сообществе сглаживаются социальные, возрастные, половые границы. А ощутить единение, поддержку, понимание – одна из главных потребностей.
Здесь сталкиваются и разные стили общения. Таким образом, можно не только интересно провести время, но и присмотреться к разным характерам.
4. Достигать результата
Можно месяцами работать над проектом, годами копить на крупную покупку. В таких случаях сама цель становится смутной, целесообразность усилий – сомнительной. Короткая игровая пауза помогает освежить чувство достигнутого результата. Напоминать себе о неизбежности финала любого дела и необходимости усилий для лучшего результата очень полезно.
5. Преодолеть страх ответственности
Сравните два предложения: пройти курс интерактивных занятий по эффективной коммуникации или участвовать в игре «Пойми собеседника». При одинаковых целях восприятие этих мероприятий будет разной:
- «учиться» значит напрягать усилия, проявлять ответственность, подвергаться оценке;
- «играть» предполагает интересно провести время, соблюдать правила игры, стремиться к победе.
А что кому больше подойдёт – каждый должен решить сам!