Если бы статьи, торжественные речи и межрегиональные соглашения, подписанные в разное время и различными губернаторами по поводу планов строительства автодороги Абакан-Таштагол-Бийск, оставляли хоть какой-то след в реальности, получилась бы вполне накатанная и протяженная колея.
Но вот под занавес минувшего года, видимо, воодушевившись словами Владимира Путина о необходимости “сшивать страну”, портал “Доринфо” и другие интернет-ресурсы обнародовали информацию, полученную от нескольких пресс-служб областных и республиканских администраций. Суммируя ее, можно составить представление о том, насколько южно-сибирские регионы готовы приступить к реализации этого проекта.
Воздержусь от повторения пройденного – расписывать, как это важно с точки зрения логистики, экономики и социального развития, упразднения нынешних транспортных тупиков и крюков на сотни километров в сообщении нескольких южно-сибирских регионов. Просто напомню, что автомобильный коридор Абакан – Бийск призван соединить накоротке Алтайский край, Горный Алтай и Южный Кузбасс с Хакасией, югом Красноярского края и Тувой. Кроме того, связав сеть действующих федеральных шоссе, он позволит обеспечить оптимальный путь в Монголию и Китай.
Так вот, по сведениям, полученным из министерства транспорта Кузбасса, реализация проекта в области начнется в 2022 году с ремонта трассы Новокузнецк – Кузедеево – Бийск. О сроках начала работ по той части дороги, что пройдет через Большой Ортон – Таштагол (а это центральное звено трассы, которое придется прокладывать преимущественно в глухой тайге), в пресс-службе ничего конкретного не сказали, сообщили только, что ориентировочная стоимость строительства – около 36 млрд рублей. Однако уверенно поведали, что к 2024 году будет разработан проект новой дороги Новокузнецк – Междуреченск (для транзитного грузопотока) в обход Мысков, о чем по осени уже заявлял Сергей Цивилев. Начало дорожных работ запланировано на 2025 год. Эту трассу первой категории региональное правительство резонно считает частью основного проекта, но, повторюсь, конкретно о прокладке дороги южнее Междуреченска и на маршруте от административной границы с Хакасией до Таштагола речи пока не ведется.
В Алтайском крае, выбирая основной маршрут межрегиональной автодороги из двух возможных вариантов (Бийск – Мартыново – Ельцовка – граница Кемеровской области, а также Бийск – Карабинка – граница Республики Алтай) остановились на первом. На этом направлении и сегодня довольно интенсивное движение – до 2 500 автомобилей в сутки. Строить новую магистраль не придется, надо только привести в нормативное состояние примерно 30 км действующей дороги, что уже, по заверениям пресс-службы регионального минтранса, делается около двух лет. Ремонт закончится в 2022 году.
На Горный Алтай приходится стокилометровый отрезок межрегиональной автодороги: от границы с Таштагольским районом Кузбасса до Турочака (44,5 км) и далее на Бийск (54,8 км). Первый из двух этих участков представляет собой гравийную дорогу с остатками битума (её проложили больше десяти лет назад) , второй – почти целиком под асфальто-бетонным покрытием. В Министерстве экономического развития Республики Алтай планируют выполнить реконструкцию автодороги на протяжении обоих участков в 2026-2030 годы при условии дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Хакасия – пожалуй, самый деятельный участник проекта. Республика расположена на южном стыке Восточной и Западной Сибири и крайне заинтересована в автотранспортном коридоре между этими частями СФО. Если в Дирекции автомобильных дорог Кузбасса после кризиса 2009-2011 годов заявили, что об автотрассе Абакан-Таштагол-Бийск лет на десять надо забыть, поскольку федерального финансирования не будет, то на хакасской стороне за счет скромного регионального бюджета понемногу приводили в порядок дороги в Аскизском районе (он граничит с Кемеровской областью) и даже построили мост через Балыксу…
Республика то и дело напоминала российскому правительству о проекте, запрашивая (правда, без особого успеха) целевые субсидии на его реализацию. Кроме того, Хакасия участвует в нескольких инвестпрограммах, которые, как надеются в руководстве республики, могут поспособствовать строительству автотрассы. Это “Енисейская Сибирь”, “Великое Саяно-Алтайское Кольцо”, “Общенациональный союз индустрии гостеприимства”… Известно, впрочем, что состоят такие объединения не столько из инвесторов, сколько из просителей, рассчитывающих на гостеприимство в Минфине.
Тува также подписала межрегиональные соглашения и всякого рода собственные акты по формированию автотранспортного коридора Абакан – Бийск. Для республики, которая не имеет железнодорожного сообщения, инфраструктурный проект, включающий её в новые “зоны доступа”, конечно же, важен. Тем более что обозначенная в нем перспектива выхода в Монголию дает основания думать, что Тува в силу её географического положения может стать регионом-транзитером.
В республике разработан проект, предусматривающий строительство дороги через Монгун-Тайгинский район в сторону села Кош-Агач в Горном Алтае протяженностью 65 км. Эта дорога позволит соединить федеральные трассы Р-257 “Енисей” и Р-256 “Чуйский тракт”, а также сократить на 300 км путь в Новосибирск. Вторым приоритетным проектом намечена реконструкция участков трассы Ак-Довурак – Абаза, которая связывает запад Тывы с Хакасией.
Суммируя все сказанное выше, рискну сделать вывод: каждый из участников проекта действует, исходя из собственного мнения о том, какие работы считать первоочередными, а какие отложить на потом. Нет даже общего представления о стоимости проекта целиком. Сейчас оценки колеблются в диапазоне от 42 до 57 млрд рублей (десять лет назад говорили о 20-22 “ярдах”). Общий координатор может появиться только после решения вопроса о федеральном финансировании. Без этого приходящие время от времени сообщения насчет того, что Правительство РФ заслушало, рассмотрело и даже одобрило идею “сшить воедино” регионы Южной Сибири, всего лишь декларации о намерениях и не более того.
Александр Ходос