Кочевники и оседлые. Скотоводы и земледельцы. Данная публикация в основе своей является вопросом социально-общественного характера . На мой взгляд, 19 век с просвещением и бурным развитием, плодами которого мы пользуемся и сейчас, на первый взгляд так много положительного дал миру, что побочные эффекты этого процесса мало кто заметил. Впрочем не замечают и сейчас. Но сконцентрируемся на нашей теме и причинах, побудивших написать эту статью.
В последние лет 50 (я беру обозримый для себя период) многие ремесла, классы и образ жизни отдельных групп стали именем нарицательным, и самое удручающее, синонимом оскорбления. Нынешняя тема кочевники и пастухи. Пойдём с самого начала. Стоит ли напоминать глубокоуважаемому читателю, что история человечества начинается с истории Авеля и Каина. Согласно легенде, Бог принял подношение скотовода Авеля, что и стало причиной первой пролитой крови человека на Земле. Я не в коем случае не призываю к уничижительному отношению к земледельцам и соответственно крестьянам, чей труд незаменим и бесценен. Но к этому мы вернёмся позже. Итак, пойдём дальше. Все пророки владели каким-либо ремеслом. Пророк Моисей был пастухом также, как и последний пророк Мухаммед до пророческой деятельности. Есть и другие библейские пророки и легендарные личности, которые занимались столь порицаемым сейчас ремеслом. Это и Амос, один из библейских пророков, и Зораастра, который был воином, жрецом и скотоводом. Не знаю, если стоит продолжать этот список. Однако, сомнения нет в том лишь, что каждый из тех, кто величает оппонента «пастухом» с целью оскорбить, задумается о вкладываемом в это слово смысле. Это же касается и тех, кто оскорбляется. И это вместо того, чтобы напомнить невежественному собеседнику о ценностях, на которых выросли все стороны этого противоборства.
Несколько слов и о популярном эпитете в интернет пространстве «кочевник», которым так щедро друг друга награждают в комментариях. Пастухи, скотоводы и кочевники не являются синонимами, но связь между ними несомненна. А отождествление «кочевников» с оскорблением может быть только признаком невежества как оскорбляющего, так и оскорбившегося. Как иначе называется незнание того, что кочевники создавали великие империи, величие которых сомнений до сих пор не вызывало. Эпосы, вызывающие интерес у специалистов, зачастую воспевали именно эти кочевые племена. Каждая из цивилизаций оставила потомкам культурное наследие. И наследие кочевых народов не являются исключением. Ковры и ковровые изделия, которые так популярны у оседлого цивилизованного мира, изобретение кочевников. Смешно смотреть как закавказские народы в спорах о школах ковра, некоторых музыкальных инструментов и т.д., бросают в лицо оппоненту обвинение в его кочевом происхождении. При этом совсем забыв о том, что предмет спора зачастую и есть изобретение этих самых кочевников, скотоводов и пастухов.
Всеобщий доступ к интернету уравнял (виртуально, разумеется) учёных и неучей, низвёл многие науки до уровня школьных предметов, нивелировал различие между специалистом и дилетантом, а теперь и позволяет беспрепятственно распространять опошление упомянутых в начале статьи определений. Не лишним будет прослушать и музыкальные ролики азербайджанских пастухов, или чобанов, как часто приходится слышать обращение к пользователям из Азербайджана. Надеюсь, что этот пост кардинально изменит отношение к упомянутым эпитетам. И эти надежды связаны не столько с теми, кто щедро развешивает ярлыки, не понимая их значения, сколько с теми, кому эти эпитеты приписывают. Ведь именно они (вы, те, кто позиционируют себя тюрками в основном) позволили трансформировать эти достойные в своей сути понятия в оскорбительные и уничижительные эпитеты. Ваше отношение, и только оно, меняет суть любого понятия.