Период неолита в Европе оставил ученым по крайней мере две увлекательные загадки - таблички с "протописьменностью" культуры Винча (при том, что наиболее ранняя из известных форм письма, шумерская клинопись, появится только около 3 500 г. до н.э.) и странную религиозную практику постройки мегалитических сооружений. Первые огромные каменные сооружения появятся в Бретани, на Иберийском полуострове и Британских островах уже 7-6 000 лет назад. Кто были их строители и с какой целью осуществляли такие масштабные и трудоемкие проекты?
Последние тысячелетия европейского неолита и начало энеолита - эпохи меди - отмечены загадочной "модой" на создание характерных каменных памятников, которая изначально возникла где-то на берегах Атлантического океана (полуостров Бретань и Британские острова) и постепенно распространилась по всей Европе. Хотя мегалитические сооружения различной степени древности находят и в других частях света (Сибирь, Китай, Индия, Северная Африка, острова Пасхи и др.), нигде их постройка не принимала таких невероятных масштабов. Разнообразные мегалиты (в переводе с греческого "большие камни") хорошо сохранились до наших дней и продолжают множить догадки и домыслы о том, кто их построил и зачем приложил столько усилий.
В народной традиции создание многотонных сооружений из необработанного или почти необработанного камня приписывалось кельтам, благо размещаются они на тех же территориях, которые ассоциируются с кельтскими племенами, а друиды задействовали некоторые из них (тот же Стоунхендж) в своих религиозных практиках. С конца XIX века и до 60-х годов XX века в научной среде господствовала теория о том, что первыми строителями мегалитов были загадочные переселенцы, представители развитой цивилизации Месопотамии, Египта или Анатолии. Впоследствии новые технологии радиоуглеродной датировки позволят установить, что мегалитические комплексы в Италии и на Сицилии на тысячелетия моложе тех, что построены в Британии и Ирландии. По мнению современных ученых, самые ранние европейские мегалиты с датировкой 7 000-5 400 лет находятся на Армориканской возвышенности Бретани и в пограничных с ней районах, т.е. географической локации, где трудно ожидать присутствия переселенцев издалека. Кроме того, все основные типы мегалитических памятников, о которых пойдет речь ниже, создавались одновременно, причем некоторые сложные храмовые комплексы были воздвигнуты ранее простых дольменов и менгиров. Следовательно, можно с большой долей уверенности предположить, что мегалитическая религиозная практика Западной Европы не является заимствованной из Плодородного полумесяца, а возникла самостоятельно на побережье Атлантического океана и потом распространилась с запада на восток.
Основной вклад в повсеместное распространение практики возведения мегалитов внесли люди культуры воронковидных кубков (Funnel Beaker Culture, 4 500-2 700 лет до н.э.). Название культуры отражает особенности ее керамики - характерный дизайн праздничных кубков, из которых пили медовуху и которые снабжались высокой распахнутой шейкой, похожей на воронку. Еще одна специфическая посуда - воротничковая фляга, напоминающая графин с высоким узким горлом, на котором посредине имелся дисковидный воротничок. Фляги, кубки, амфоры, вазы и кувшины украшались орнаментом в виде насечек и отпечатков веревки. Разнообразие посуды указывает на развитость хозяйства данной культуры, в котором большую роль стали играть молочные продукты, растительное масло и алкогольные напитки.
Представляя собой своеобразный продукт взаимовлияния культур Эртебёлле и линейно-ленточной керамики, культура воронковидных кубков к 3 000 году до н.э. распространилась с полуострова Ютландия и юга Швеции на территорию современных Германии, Чехии и Польши. Культура считается неолитической, хотя медь ее представителям уже была знакома - медные изделия поступали издалека в обмен на местные товары, были редкими и дорогими и в быту массово не использовались. Представители культуры занимались земледелием и скотоводством: выращивали пшеницу, ячмень, горох и лен, разводили овец, коз, свиней и крупный рогатый скот. Для пахоты с плугом и в качестве тягловой силы использовались волы. Жилища представляли собой незамысловатые дома-мазанки площадью 50-70 кв. м., углубленные в землю, селение на 20-30 семей размещалось на берегу реки и укреплялось рвом, валом и частоколом. Изначально люди культуры воронковидных кубков хоронили своих покойников по-разному - сжигали, устраивали могилы, насыпали небольшие курганы, в "дорогу" усопшим полагались необходимые вещи. Подношения божествам делались в виде бросания в реки и озера ценных предметов - прежде всего, большого количества каменных топоров. Но с какого-то момента они перенимают религиозную практику своих западных соседей и начинают ставить менгиры и сооружать гробницы из больших каменных плит.
Соседями людей культуры воронковидных кубков были группы земледельцев, охотников и рыболовов (антропологический тип WHG - западноевропейские охотники-собиратели), проживавшие на Британских островах и западном побережье Франции. Археологи не объединяют их в единый культурный комплекс, так как на данных территориях отмечено присутствие некоторого количества местных культур, находящихся на разных стадиях развития. (Так, например, термин "культура Виндмилл Хилл", к которой принадлежали самые первые строители Стоунхенджа, является общим названием для нескольких малых культур, существовавших около 3 000 г. до н.э. на территории восточной Англии). Представители данных культур сочетали простейшие сельскохозяйственные способы производства пищи с охотой и добычей морепродуктов. Кроме выращивания пшеницы они занимались разведением домашних животных (крупный рогатый скот, овцы и козы, свиньи, собаки) и добычей кремня. Именно в их среде происходит так называемая "мегалитическая религиозная революция", т.е. возникает представление о том, что для поддержания связи с божествами и уверенности в хорошем посмертном бытии их привычных ритуалов и жертвоприношений недостаточно, и что религиозно-мистическая сторона их жизни значительно важнее бытового прагматизма.
Готовность жертвовать ценными ресурсами, временем и силами на копание рвов и перетаскивание многотонных глыб гранита, а также способность на высокую степень самоорганизации показывает, насколько большое значение Стоунхендж и подобные ему постройки имели для их строителей. Возведение любого мегалитического сооружения представляло собой достаточно трудоемкий процесс. В создании мегалитической гробницы, объекта поклонения, древней "обсерватории" или ритуального центра должны были принимать участие несколько соседних общин-поселений численностью от 50 до 500 человек. Тяжелые ледниковые валуны по 2-5 метров в высоту часто приходилось перетаскивать издалека, иногда на расстояние более 200 км. Камни волочили на деревянных санях по бревнам-каткам с помощью рычагов и веревок, полозья саней при этом смазывали свиным жиром. Чтобы поставить камни вертикально, их поднимали веревками с помощью деревянных рам, а для подгонки друг к другу обрабатывали до нужной формы. Современные эксперименты показывают, что на сооружение одной небольшой гробницы требовалось примерно 4-6 месяцев работы с участием 100 человек, тогда как масштабные постройки крупных ритуальных комплексов вроде Стоунхендж и Ньюгрейндж длились десятки и сотни лет. Затраченные усилия окупались тем, что возведенный мегалит можно было использовать буквально веками.
В каких мистических и религиозных практиках использовались мегалитические постройки? Многие из памятников имеют отношение к нуждам мертвых, но эта функция не была единственной, и каждый тип мегалитов имел свое назначение. Все мегалиты можно отнести к одной из трех типовых схем, каждая из которых имеет традиционное кельтское название. Самое простое сооружение - менгир (келт. mean – камень, hir – длинный), или поставленный вертикально и врытый в землю примерно на одну пятую своей высоты огромный камень. Менгиры встречаются как в одиночку, так и большими группами - линиями, круглыми «оградами» (кромлех) и целыми аллеями из сотен камней. Средняя высота менгиров - 4-5 метров, на наиболее древних из них рисунки отсутствуют, тогда как на более поздних имеются резные орнаменты. Предполагается, что они символизировали собой божества или ритуальное ограждение священной территории. Так, на аллеях менгиров сохранились следы жертвоприношений, также они часто указывают на или ведут к мегалитическим гробницам и/или курганам. Захоронения под менгирами и около них не встречаются. Кромлехи, как правило, огораживают либо место осуществления религиозной практики, либо погребальное сооружение.
Дольмен (от кельт. taol - стол, mаеn - камень) представляет собой сравнительно небольшое погребальное сооружение из нескольких вертикально врытых в землю каменных плит, на которые положен сверху монолит. Основная функция дольменов - родовой склеп, но их ориентировка на местности довольно часто отмечает точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий, т.е. они могли использоваться в солярных культах. Хотя сейчас дольмены преимущественно стоят открыто, в момент, когда они возводились, над ними насыпались курганы, на которых могли присутствовать наземные святилища из дерева.
В археологической литературе дольменами называются любые могильные сооружения из больших камней, не входящие в категорию галерейных или коридорных гробниц. Коридорная гробница состоит из погребальной камеры (одной или нескольких) под насыпью кургана, куда ведет длинный коридор из каменных плит. В ряде гробниц обнаружена каменная резьба, а коридор имеет такое направление, что в определенный день года (чаще всего, зимнего или летнего солнцестояния, весеннего или осеннего равноденствия) солнце просвечивает его насквозь. Так, туннель огромной коридорной гробницы Ньюгрейндж (Ирландия) ориентирован на юго-восток, точно на место восхода солнца в день зимнего солнцестояния. Стены коридора и погребальной камеры покрыты орнаментом из спиралей, зигзагообразных линий и треугольников, а внутри камеры сохранилась большая чаша ритуального назначения.
Так кто же построил Стоунхендж, самый знаменитый мегалитический комплекс? Большинство ученых согласны с тем, что Стоунхендж был построен в три этапа, с 3 000 по 2 100 г. до н.э. людьми разных культур. Первыми строителями были местные люди, представители уже упомянутой выше автохтонной культуры Виндмилл Хилл (Windmill Hill Culture), занимавшиеся как сельским хозяйством, так и охотой и собирательством. Они выкопали ров, насыпали вал и возвели первый круг (кромлех) из деревянных столбов, обозначив тем самым место для массовых погребений. Вторую и третью фазу работ провели носители культуры колоколовидных кубков (Bell Beaker Culture) энеолита и раннего бронзового века, появившиеся в восточной Англии не ранее 2 400 г. до н.э. Среди археологов и палеогенетиков в настоящее время не утихают споры о том, стоит ли относить данную культуру и ее представителей к ранним индоевропейцам или тем же "коренным" европейцам типа WHG. Именно они построили на месте деревянных кольца из песчанника и голубых камней, расставив их так, чтобы сооружение можно было использовать в ритуалах, связанных с солнцем.
Британские и ирландские мегалиты отличаются от скандинавских, мегалиты Португалии и Франции - от храмовых комплексов на Мальте, что позволяет с большой долей уверенности предположить, что их строители не принадлежали к одной народности и не пришли откуда-то издалека. Возникнув где-то на западных рубежах Европы, убеждения, связанные с усложнением заупокойных ритуалов и почитанием божеств через возведение сложных и исключительно долговечных каменных конструкций, распространялись по континенту, приобретая форму первого массового религиозного движения. Начавшийся порядка 5 000 лет до н.э. мегалитизм сходит на нет с наступлением бронзового века (2 000 г. до н.э.) и прибытием в Европу индоевропейцев. Тем не менее, и в пору своего расцвета мегалитические практики не охватывали всю Европу, и в ней существовали культуры (Винча, Триполье-Кукутень и др.), не интересовавшиеся приложением трудов к победе над смертью, но при этом более развитые.
Следующую часть см. здесь: Европейские протоцивилизации эпохи энеолита
Автор: А. Иванова, преподаватель, лингвист
#древний мир #европа #история древнего мира #мегалиты