Работа звукорежиссера в студии звукозаписи
Сейчас я немного отвлекусь от хронологии событий и расскажу, что определяет популярность студии звукозаписи и пополняет её список постоянных клиентов.
Как сказал один великий деятель: «кадры решают всё». Это «всё» упирается в непосредственный контакт звукорежиссера и клиента. Насколько он удачен, настолько в выигрыше ваша студия.
Вы можете напичкать студию самой дорогой и понтовой техникой, однако же, если провалите коммуникацию с клиентом, ни понты, ни техника вас не спасут. Важно понимать, что записывая вокал человека, вы присутствуете при очень деликатном действии. В момент записи человек особенно уязвим и не важно любитель он при этом или профессионал. Любой дискомфорт певца приводит к психологическому зажиму, и его голос перестает звучать должным образом. По сути звукорежиссер в студии главный слушатель, а хорошим слушателем нужно уметь быть.
Мы все знаем, что человек начинает вести себя совсем иначе, чем в жизни, стоит только навести на него камеру. С записью на студии та же самая история. Стоит человеку встать у микрофона и его психика начинает работать совсем иначе, чем на репетиции или концерте. Очень часто приходится объяснять людям, что петь на выступлении и петь в студии — это большая разница. Первая задача звукорежиссера сделать так, чтобы у певца ушли зажимы. Обычно для этого я предлагаю человеку просто пропеть песню и не обращать внимания на ошибки. «Ошиблись, сбились, ничего страшного», — говорю я. — «Пойте просто для того, чтобы адаптироваться. Вам нужно привыкнуть к новой обстановке».
Пока человек так поет — на черновую — вы сразу же сможете подметить его слабые и сильные места. Ни в коем случае не критикуйте. Захваливать на пустом месте тоже не нужно. Люди сразу же чувствуют фальшь и теряют доверие.
Довольно быстро можно понять, как озвучивать человеку его ошибки. Кто-то адекватно воспримет замечание, что некая строчка спета «по соседям». Кто-то из-за этого может разозлиться на самого себя, и тогда лучше заметить, что этот дубль не плох, но давайте сделаем еще один, я уверен, выйдет лучше.
Когда спето пол-песни обычно уже виден "потолок" исполнителя. Не нужно человека мурыжить, если лучше спеть он не может.
Не следует с одной меркой подходить ко всем. Определите, как человеку удобнее работать. Кто-то поет от начала до конца и, облажавшись, начинает все заново. Если ему так привычнее, не навязывайте свое мнение. Кто-то поет по несколько строчек. Бывает, что вокалист делает лучшие дубли, когда поет уже поверх спетой партии.
В общем, думаю, основной месседж ясен.. Эмпатия звукорежиссера к вокалисту стоит во главе угла. Добавлю к вышесказанному, что не следует сессию звукозаписи делать дольше двух часов. Психика певца устает, у самого звукорежиссера "замыливаются" уши, поэтому, как бы не настаивал вокалист, или как бы вы не хотели содрать больше денег за лишний час работы, правильнее к третьему часу записи «свернуть удочки».
В работе с клиентами есть масса нюансов и они разные в зависимости от профессионализма и психотипа поющего. Более детально работа с разными типами клиентов будет разобрана отдельно.
Предыдущие части:
Как открыть студию звукозаписи. Часть1
Как открыть студию звукозаписи. Часть2
Как открыть студию звукозаписи. Часть3
Как открыть студию звукозаписи. Часть 4
Как открыть студию звукозаписи. Часть 5
Как открыть студию звукозаписи. Часть 6