Безумный Макс
Mad Max
1979, режиссер Джордж Миллер
В день, когда я начала смотреть "Безумного Макса", уснувшая за рулем студентка протаранила одну из ближайших к нам остановок, причинив серьезные неприятности другой, ни в чем не повинной студентке.
Надо ли говорить, что первые 20 минут фильма, в которых ничего не происходит, кроме бессмысленных на первый взгляд гонок и поминутных воплей "Я ночной хулиган!!!", исходящих от неопрятного гопника (Винсент Джил) с опухшим лицом и одобряемых его такой же неприглядной подружкой - не принесли мне ничего, кроме лютой неприязни к тупым гонщикам и этому фильму заодно.
Придумала себе причину выключить: плохое качество звука с постоянным шумовым фоном. Взяла тайм-аут и сменила пластинку. Скачанная на всякий случай альтернативная версия с другой озвучкой оказалась получше, а я смогла воспринимать начавшийся сюжет. Впрочем, гонщик симпатичнее не стал, но он орал уже "я ночной ездок!", что вызывало меньше странных ассоциаций и рифм. К тому же лихачества ездока довольно быстро кончились шикарным фейерверком. А вот проблемы у главных героев только начались.
Месть, такая же бессмысленная и беспощадная, как гонка без руля и без ветрил, не имеет конца, как вендетта.
Удивительные полицейские воспринимают проявления зла как поле своей деятельности и открывают охоту на банду байкеров, к которой относился опухший ездок.
У банды есть колоритный лидер (Хью Кияс-Бёрн) - не менее опухший и еще более неприятный. Надо отдать должное обоим актерам, их отвратительность превзойти довольно сложно, а у второго в арсенале еще и диавольский взгляд, сулящий пожизненный ад всякому, кто перешел дорогу. У него чуть больше мозгов и инстинкта самосохранения, поэтому мы сможем лицезреть его гораздо дольше, чем ездока.
Поскольку - вот сюрприз - добродетельные полицейские не верят в честность правосудия, и еще меньше во вселенскую справедливость, а к их доводам рассудка быстро присоединяется желание отомстить за своего коллегу (Стив Бизли), отпущенный судом на свободу малахольный гопник (единственный, кто не сумел сбежать) становится бикфордовым шнуром для всей заварившейся сюжетной опять же гонки- прямолинейной и бесхитростной, как участок загородного шоссе, не обремененный поворотами, развилками и платными переездами.
Главный герой Макс (Мел Гибсон), понявший, что полицейский значок только связывает ему руки, пытается навсегда избавиться от должностных инструкций, но вместо увольнения получает только отпуск.
Который использует для того, чтобы расслабиться, забыть об опасностях и крупно подставить злодеям уже не только себя с коллегами, а и ни в чем не виноватую любимую жену (Джоэнн Сэмюэл) и малыша по имени Малыш.
Они ездят по округе без охраны, все время разделяются и даже после встречи с лидером-диаволом не уезжают далеко-далеко, а ходят поодиночке за мороженым, на пляж и оставляют Малыша без присмотра.
В общем, все всё поняли.
Мы наблюдаем рождение Нового Мстителя Безумного Макса, такого же бессмысленного и беспощадного, как все ранее показанное в фильме. Теперь можно клепать продолжения франшизы, потому что месть бесконечна.
Приемы режиссера по вышибанию мозгов и слез просты и прямолинейны.
Весь постапокалипсис, который приписывают фильму, навряд ли подразумевался в полном объеме - скорее, его идею подхватили и развили в сиквелах. Возможно, некоторые передовые технические фишки в фильме мелькают, но их фантастичность исчезает по мере старения фильма.
Единственной приметой постапа мне показалась странная огороженная территория с заброшенными на вид строениями и надписью на воротах "Суд". Все остальное так или иначе существует в избытке по всему миру - тупые нетрезвые гонщики, расписные автомобили, продажная юстиция и полицейские, которые если хотят справедливости (внезапно!), вынуждены превышать полномочия.
А самосуд по-прежнему удел не столько тех, кто не может сдержать садистских наклонностей, сколько тех, кто не верит в то, что справедливость свершится сама собой, без их вмешательства. Собственно, я тоже не верю.
Посмотрите на эти лица.
Они все еще с нами.
******************
Конечно, нельзя не принимать во внимание, какой ценой делался этот фильм.
Режиссера волновали бездорожье, огромное количество ДТП, противостояние закона и безумных байкеров, топливный кризис - но правительство не спешило финансировать фильм обо всех этих проблемах. Деньги собирались отовсюду понемногу - от меценатской поддержки до личных взносов создателей фильма. Актеры были приглашены начинающие, не ждущие высоких гонораров. Съемки порой проводились тайком, незаконно перекрывались дороги. Автомобили перекраивались и перелицовывались постоянно, фактически это был почти металлолом.
В итоге фильм дал австралийскому кино небывалый импульс, породил успешную франшизу, снискал огромный мировой успех.
Любите этот фильм?
Делитесь впечатлениями, подписывайтесь и приходите еще.