Премьера рубрики.
Последнее время я стал замечать, что понятие современности при описании различных направлений искусства очень сильно разнится. Поясню, один мой знакомый любит говорить, что он не понимает и не любит современного искусства, а в пример приводит «Черный квадрат» Малевича. Я ему напоминаю, что первая версия картины была представлена публике еще в 1915 году, и говорю, что он же не считает, что Римский-Корсаков – это современный композитор, а «Александр Невский» 1938 года – современный фильм. Вот другой пример, спрашиваю у коллеги какое здание современной архитектуры ему нравится, он говорит, что Пентагон, странно, ведь коллега 1985 года рождения, а Пентагон 1941-43 годов, и при этом Шостакович – конкретная классика. Знакомый режиссер присылает фонограмму со словами, что в этот раз хочет номер под современную музыку, а на записи трек Bomfunk mc's с альбома 20-ти летней давности.
Так вот, новая рубрика называется «Год в искусстве», я постараюсь показать на примерах и прокомментировать какая архитектура, живопись, музыка и кино были актуальны именно на тот момент времени. Случайным образом будет выбираться год, также будут выбираться, произведения искусства, которые появились в этот год. Конечно, наибольшее внимание будет уделено архитектуре, также я специально не буду подбирать произведения, созданные в одном стиле, все-таки хочется показать, что искусство на тот момент было очень разнообразно, а многие направление существовали бок-о-бок друг с другом.
Первый рассказ будет о 1895 годе, именно в этот год братья Люмьер устроили первый публичный показ кинофильма. Думаю, все видели первые фильмы, поэтому кидать ссылку на них я не буду.
В качестве примера живописи я выбрал картину Анри Руссо «Мальчик на скалах».
Художник Анри Руссо не имел художественного образования, он был самоучкой. Тем не менее, благодаря своеобразной манере письма и особенному колориту, он получил широкую известность и популярность. Его стиль – примитивизм, обдуманное упрощение.
В качестве музыкального произведения я выбрал, раз это время было расцветом французского искусства, Клода Дебюсси и его произведение Rêverie.
В классической музыке я не силен, поэтому прокомментировать подробно это произведение не могу. Но хочу отметить, что для музыки 1895 год – это эпоха развития звукозаписи, в 1893 году началось промышленное производство граммофонных пластинок, что существенно расширяло аудиторию композиторов и музыкантов. В общем-то, это время рождения поп-музыки, так как хорошее исполнение переставало быть достоянием небольшого количества посетителей музыкальных салонов.
Но перейдем к архитектуре, 1895 год – время стиля модерн, а в данном случае ар нуво, так как речь пойдет о Бельгии.
Особняк Тасселя построен в Брюсселе по проекту бельгийского архитектора Виктора Орта и считается первым примером стиля модерн в архитектуре.
Использование металла во внешней отделке на тот момент было новаторстовом.
Использование металла позволило делать изящные при этом очень прочные декоративные элементы, также уменьшался и размер силовых элементов конструкции.
Основная фишка задания таилась внутри, здание состоит из двух каменных частей, соединенных ажурной металлической конструкцией с большим световым фонарем.
Все это формирует огромный залитый светом холл.
В здании множество витражей, с традиционными для ар нуво растительными орнаментами. Витражи удобны тем, что свет они пропускают, но что за окнами с улицы не видно, даже если вечером помещение освещено.
Использовались и в здании классические материалы – мрамор, дерево.
Освещенность здания внутри просто поражала, даже над лестничными пролетами был световой фонарь.
Даже светильники имели утонченную цветочную форму.
Сегодня здание входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но используется Европейским информационным советом по продовольствию и закрыто для посещения.