Найти в Дзене
Дмитрий Ходырев

Почему угорает масло в двигателе?

Среди автолюбителей распространено такое поверье, что всё масло, оказавшееся в цилиндрах силового агрегата, непременно сгорает. Верно ли данное утверждение? Нет! Масло в цилиндрах находится в виде плёнки, которую формирует первое поршневое кольцо. Толщина смазывающей плёнки зависит от целого ряда параметров: вязкость масла, степень износа мотора, режим работы и т. д. Среднее значение — 10-20 мк.
Оглавление

Среди автолюбителей распространено такое поверье, что всё масло, оказавшееся в цилиндрах силового агрегата, непременно сгорает. Верно ли данное утверждение? Нет! Масло в цилиндрах находится в виде плёнки, которую формирует первое поршневое кольцо. Толщина смазывающей плёнки зависит от целого ряда параметров: вязкость масла, степень износа мотора, режим работы и т. д. Среднее значение — 10-20 мк. Если взять за пример среднестатистический двигатель объёмом 1,5 литра, то получается, что при толщине плёнки в 10 мкм, за цикл в цилиндры ДВС доставляется около кубика смазывающей жидкости. А теперь простой расчёт: если бы масло выгорало на 100%, то при 3000 об/мин, за 60 сек. расходовалось целых 1,5 литра! Получается, что за каждый цикл плёнка выгорает не полностью, а лишь частично.

Давайте вспомним, что происходит с растительным маслом на сковородке, когда вы её подогреваете. Процесс начинается с растекания масла по нагретой поверхности, затем по мере возрастания температуры, оно начинает закипать и издавать специфический запах. А вот если вы грешным делом вздумаете влить холодное масло в раскалённую сковороду, то рискуете получить ожоги от брызг. А теперь тот же самый процесс, только с точки зрения науки. Когда масло прогрето ниже температуры кипения, с нагретой поверхности в атмосферу оно испаряется не так сильно. А вот когда состав закипает, начинается более интенсивное испарение. Ну а когда дело доходит до приличных температур, микровзрывы выбрасывают масляные капли из сковороды. В моторах происходит аналогичный процесс. По расчётам специалистов, превалировать должен первый режим испарения смазывающего материала, когда не доходит до его объёмного кипения. На первый взгляд, может показаться, что при таких высочайших температурах сгорания горючего у масла просто нет шансов на выживание, и оно должно просто шкварчать в недрах ДВС. Но весь секрет в том, что тонкая плёнка обволакивает относительно холодную внутреннюю часть цилиндров, охлаждаемых охлаждающей жидкостью, поэтому и нагревается она не так серьёзно, как кажется. Поверхностные слои плёнки начинают закипать тогда, когда на педаль акселератора давят без зазрения совести. Итог очевиден: при интенсивной езде, добавлять масло придётся чаще. Куда девается масло? Если под машиной масляные пятна отсутствуют, то есть, сальники пребывают в нормальных кондициях, можно предположить, что смазка идёт в основном на угар. В ДВС оборудованных системой турбонаддува она вдобавок затрачивается на смазку этого механизма, поэтому и расход выше.

-2

Масло может уходить через маслоотражательные колпачки. Если данные детали полностью отработали свой ресурс либо совсем высохли, то эта убыль может стать основной. Некоторый объём масла улетучивается в виде паров посредством вентиляции картера.

✔️ Подгорает масло в двигателе: признаки

-3

Диагностика угара, сложностью не отличается. Выгорая в цилиндрах мотора, масло обеспечивает сизый дым, идущий из выхлопной системы. Помимо этого, если в ДВС долгое время масло горит в повышенных объёмах, то по краям выхлопной трубы будет образовываться маслянистая кромка чёрного цвета.

✔️ Угар масла в двигателе: причины

1. Залит состав, который по своим параметрам не подходит силовому агрегату. Внимательно изучите руководство по эксплуатации авто, в нём вы найдёте информацию о том, какое именно масло нужно заливать в движок машины. Если говорить упрощённо, то смазочный материал, обладающий слишком низкой вязкостью будет оставаться в цилиндрах и гореть. В случае использования масла излишне высокой вязкости, в цилиндрах будет образовываться толстая плёнка. Оба случая подразумевают увеличенный расход.

2. Износились сальники клапанов. Во многих ДВС данные изделия можно подвергнуть замене, даже не демонтируя ГБЦ, да и заплатить за эти детальки придётся символические деньги. Зато жор масла может сократиться на порядок. Причина износа колпачков — температурный перепад или неподходящее масло, которое ведёт себя агрессивно с резиной сальников клапанов.

3. Износились маслосъёмные кольца. Это неизбежно, так что, кольца придётся заменить в обязательном порядке. В принципе, можно попытать счастье и применить так называемую «раскоксовку» колец. Такое мероприятие часто выручает после продолжительного простоя транспорта.

4. Износ или повреждение внутренней части цилиндров. То же самое касается и некоторых других элементов мотора. Причиной таких недоразумений является проникновение грязи и пыли в силовой агрегат, запоздалая замена фильтрующих элементов и масла, использование низкокачественного масла, внедрение присадок несущих сомнительную пользу и пр.

5. Большое давление картерных газов или проблемы с турбиной. В подобных ситуациях смазка попадает в камеры сгорания прямо через впрыск горючего из системы вентиляции картера. Немалое давление картерных газов является характерной чертой изношенных моторов и следствием вышеприведённых причин. Что касается турбины, то её можно отремонтировать либо установить новое изделие.