Найти в Дзене
Александр Дедушка

"День воды" и "День деревьев" в тематике "Родная природа" в лагере друзей. (Дружба и коллектив)

Тематика «Родная природа»

Я специально вынес этот раздел отдельно. У него есть одна специфика. Мы проводили работу по этой теме, так сказать, в полевых, или походных условиях.

Недалеко от нашей школы есть лес, а в его глубине в долине небольшой реки – пруд. Это основные места «дислокации» в работе по этой тематике. Хотя и некоторая часть работы проводилась уже «на базе» по возвращении из «природных условий». Когда это будет происходить, я буду на это указывать.

Целеполагание этой тематики, я думаю, понятно. Дать каждому прочувствовать и лично воспринять хрупкий и зависимый от человека мир окружающей природы. Увидеть и услышать за ее красотой и безмолвием «вопль о помощи», услышать его чуткой душой и откликнуться сердцем. Пропустить через него все «миры природы», найти в себе отголоски этих миров и воплотить их в творческом продукте души. Все это те цели, которые преследует работа по этой теме.

Всвязи с тем, что работа в полевых условиях требовала затраты времени на «приход-уход», программы дней более укорочены, чем при работе «на базе».

День воды

Вода основа жизни и всего живого. И загрязнение водной среды приводит к отравлению всего остального. Поэтому и целесообразно постижение родной природы начать именно с нее.

В целеполагании дня перед ребятами ставится задача постичь жизнь воды, жизнь реки как жизнь человека. «Люди как реки» - здесь уместно будет вспомнить это высказывание Льва Николаевича Толстого.

Знакомство с жизнью воды мы начинали с родника на склоне оврага, впадающего в небольшую речку. Родник – начало жизни реки. Когда все ребята собрались вокруг, каждому было предложено послушать журчащую воду и представить, о чем же она может рассказывать в этот момент. Чем может делиться со всеми живущим вода, выходящая из таинственных глубин земли, впервые видящая солнце и зелень, впервые вдыхающая открытый воздух, что она может говорить в этот момент. Ребята «погружаются», думают и затем желающие высказываются.

Коллеги, вы, наверно, на этом примере увидели специфичность работы организатора и всего лагеря в полевых условиях. Очень много заданий связано с методом «погружения». Эти «погружения в природу» есть основной способ постижения связи собственной души с окружающим миром, когда природа действительно воспринимается и становится «родной». Но этот же метод накладывает и определенные ограничения. В таких условиях не могут действовать жесткие условия процедурной работы. Во многие формы проявления в «погружениях» ребята включаются по желанию.

Это необходимо просто потому, что «погружение» как таковое – это спонтанный и мало управляемый процесс. Он требует совпадения ряда условий, главное из которых – личная открытость, которую трудно вызвать даже по собственному желанию. Кому-то это удается сделать по предложению ведущего, но это далеко не факт. У кого-то просто нет соответствующего настроя, и ведущий не имеет права требовать его от каждого участника. Нужно, конечно, сдерживать совсем «не включенных», но и всеобщее «погружение» по мановению руки ведущего – это тоже утопия. Впрочем, всегда возможно найти некую «золотую середину».

Из технических условий работы можно сказать о том, что каждый из ребят имеет с собой свой рабочий блокнот с ручкой и в любой момент может их использовать для фиксации своих ощущений и восприятий в различных «погружениях». Всякий раз во время «проявления» просто нет возможности дать слово каждому, но это и не нужно. Все накопленные и зафиксированные впечатления – это рабочий материал, который будет осмыслен и обработан впоследствии.

Учитывая все это, продолжим дальше рассмотрение работы по тематике дня.

Спуск по руслу родника вплоть до его впадения в речку предлагается воспринять как «детство и юность». Каждый может остановить движение и привлечь внимание всех участников к проявлениям ассоциативных связей на эту тему. Вот кто-то заметил, что резкая смена движения воды на крутом склоне напоминает детскую игру в классики, а небольшие участки со спокойной, почти «стоячей водой» - детский отдых во время «тихого» часа.

Но вот маленький родниковый ручеек впадает в небольшую речку. «С чем это можно сравнить в жизни человека?» - задает вопрос ведущий.

- «Это его провожают в школу».

- «Это встреча с друзьями».

- «Это жизненные проблемы, с которыми каждый неизбежно сталкивается»…

Это все варианты «проявлений» после очередного «погружения».

Двигаемся дальше, и уже заметны результаты «деятельности» человека. Вот обгорелая покрышка торчит из почерневшего ила. Вот в заводи плещутся пластиковые банки, а из грязной пены выглядывают останки какой-то обуви. Вода уже не отличается первоначальной чистотой.

Подходим к очередному журчащему водопадику. Предлагаю снова послушать воду и поведать, о чем она может говорить на этот раз.

Кто-то говорит о том, что это уже не безоблачное детство и юность, уже приходится сталкиваться с «грязью жизни». Неожиданно звучит мнение о том, что это уже не живая, а «мертвая вода». Раздаются подтверждения этому. Вступаю с ребятами в спор. Нельзя, мол, так однозначно определить всю воду как «мертвую». Нет, она еще жива. Она еще борется за жизнь и способна к самоочищению. Мы находим подтверждения этому по пути дальнейшего следования.

Вот мы подходим к месту, где две небольшие речушки сливаются воедино (это место впоследствии стало нашим «отрядным местом»). Предлагаю подумать, какой этап человеческой жизни в этом может отразиться. После небольшого обсуждения большая часть соглашается с чьим-то предложением. Это создание семьи – двое сливаются в одно целое. Предлагаю подумать, какая из речек олицетворяет «его» и какая «ее», и чем это можно подтвердить. После дискуссии приходим к единому мнению. Более «грязная» и бурная – «он», более спокойная и заросшая осотом – «она».

Останавливаемся и делаем привал. Почти спонтанно рождается новое задание.

«Первое признание» - так стало называться следующее упражнение. На берегах сливающихся рек происходит свидание мальчика и девочки, где они признаются друг другу в любви. Разделяемся на пары, договариваемся об очередности.

Начинается действо. Он и она подходят со стороны своих речек. Остальные наблюдают с неослабевающим интересом. Интереса добавляет то, что очередность признаний не определена – все происходит спонтанно, «как в жизни». Некоторые ужасно комплексуют и что-то неразборчиво мямлят под нос. А кто-то, что называется, берет инициативу в свои руки. Характер каждого – как на ладони. Напряжение то и дело разряжается взрывами хохота от неожиданных или неадекватных реплик участников. Так доходим до последней пары. Нескольким мальчикам пришлось признаваться в любви дважды, так как девочек было больше. Была заметна разница «тактик»…

Что хочется сказать об этом упражнении.

«Муже-женские» половые роли – наиболее значимы для подростков. «Примеривание» их на себя – дело огромной важности и интереса. Упускать возможность использовать их огромный мотивирующий потенциал было бы упущением. Но педагогическая инструментовка подобно описанной выше должна быть. По познавательной информативности мне даже трудно что-либо поставить рядом с подобными упражнениями. У них такая мотивация, что душа буквально «выворачивается наружу», задействуются ее самые глубинные и подчас не осознаваемые самими участниками пласты. Я иногда ловил себя на ощущении, будто наблюдаю не 10-13-летних подростков, а взрослых мужчин и женщин. Это связано, видимо, с тем, что пробуждаются и проявляются врожденные архетипические структуры и «паттерны» половой ориентации. Причем, понимаешь, что это именно то, что меньше всего поддается какой-либо педагогической коррекции. Это нечто врожденное. Вот прирожденный «ловелас». А это прирожденная «кокетка»… Это те тиски природного «предопределения», из которых уже не вырваться. Да, наверно и не стоит. Как не стоит проводить каких-либо коррекционных последействий. Достаточно предоставить возможность каждому рассказать о своих ощущениях.

В этот раз мы не дошли до «смерти» - впадения речки в пруд. Времени уже было в обрез, и нужно было возвращаться на базу. Но логика завершения работы по этой тематики предусматривает такое продолжение. Пусть каждый еще раз «погрузится» у места «исчезновения» реки – ее устья. Что это – смерть? А может, продолжение жизни в ином качестве?

Но последействие ко всей тематической работе все же мы провели. По возвращению из похода каждый воплотил свои ощущения в рисунке «Живая и мертвая вода». Это, пожалуй, было главным в том содержании «жизни воды», с которым ребята познакомились на практике. Кто-то нарисовал два рисунка. Кто-то разделил рисунок пополам. Кто-то сумел воплотить задание в одной композиции.

На огоньке дня был подведены общие итоги, и каждый высказался о том, что в жизни воды ему оказалось самым близким.

День деревьев

Сначала была идея назвать день «днем флоры» или «днем растений», но потом решил ограничиться одними деревьями, чтобы можно было целенаправленнее сосредоточиться и совершить «погружение», тем более, что деревья для погружения в свой мир представляют самый благодатный материал.

В предварительном целеполагании говорится о необходимости «погружения» в удивительный мир деревьев. Они ведь очень близки к человеку из мира природы. С человеком их объединяет прямостояние, устремленность вверх, кора-кожа, руки-сучья... Можно предложить и ребятам домыслить другие сходства.

«Мое любимое дерево» - это индивидуальная разминка. Кроме названия каждый должен назвать качество, которое объединяет его с любимым деревом.

По пути следования можно задавать еще «очеловеченные» вопросы о деревьях, провоцирующие «погружение» в их мир: «Почему деревья стоят?», «О чем шумит листва?», «Листья и хвоя: откуда такая разница?» Приветствуется любой ассоциативный и метафорический полет мысли и фантазии.

«На что похоже дерево?» - еще одно активизирующее задание. Каждый может остановить движение отряда и привлечь внимание к «ассоциативному» дереву. У всех раскрытые блокноты. Наиболее интересные и собственные открытия, и ассоциации друзей записываются.

Вот, наконец, мы приходим на место, которое было заранее выбрано по принципу разнообразного «древесного ландшафта».

Здесь будет дано основное задание на «погружение».

«Монолог дерева» - так его можно назвать. Каждый разбредается по заранее определенной округе, и ищет «свое» дерево. Дерево, которое ему окажется почему-то наиболее близким. Его нужно обязательно найти. Оно здесь. Оно ждет. Нужно только его увидеть и постичь. А постичь так, чтобы самому на время стать им самим и рассказать свою «древесную биографию». Кто ты такой или такая? Почему ты здесь стоишь? Ты всегда был деревом или стал им из-за чего-то? О чем думаешь? Как относишься к своим соседям?..

Каждому дается время на «вживление» в дерево. Затем половина группы остается на своих местах у деревьев, остальные собираются вместе, переходят от дерева к дереву и выслушивают древесные монологи. Каждому дереву можно задать не более трех вопросов. Деревья плохо слышат, и понимание их речи стоит им страшного напряжения и ужасных мучений. Но они идут на это, чтобы мы, люди, услышали их…

Затем вторая половина отправляется к своим деревьям, и экскурсия среди деревьев продолжается.

По возвращению каждый обобщил результаты своего «погружения» в мир деревьев в рисунке «Мое дерево жизни». В инструкции к рисунку были предложены следующие символические связи:

корни – твои ценности, полученные от предков;

ствол – твои главные убеждения;

ветви – твои положительные и отрицательные качества (их и изображать можно соответственно в цветущем или уродливом виде);

цветы и плоды – твои мечты.

Но на этом работа по древесной тематике не завершилось. Была попытка олицетворить и «смерть» дерева в виде «Карусели падений».

После своей смерти дерево еще продолжает какое-то время стоять (этот факт, кстати, подвергался метафорическому осмыслению в первой половине дня), но потом неизбежно падает. Можно попробовать это воспроизвести в процедурной практике.

Общий круг участников разделяется на два – внешний и внутренний. Внутренний – «деревья», внешний – поддержка. Каждое «дерево» само определяет месторасположение своей поддержки при падении. Задача – отвести ее на максимальное расстояние, но при этом учитываются как физические возможности «поддержки», так и степень психологического доверия к ней.

По сигналу (свистку) ведущего «деревья» падают назад на руки своих «поддержек», некоторое время покоятся в них и возвращаются в исходное положение. После этого задний круг «поддержек» переходит по кругу на одного человека. У каждого «дерева» сменилась его «поддержка», и оно опять определяет расстояние, на котором она будет находиться. Новый свисток – новые падения. И так до смены всех поддержек. После этого идет смена ролей. «Поддержки» становятся «деревьями», и проходит новый круг падений.

На огоньке идет обсуждение впечатлений: «Как я был (а) деревом? Что я понял(а) в этом опыте?»

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь