Вопрос - не праздный, принципиальный. Попробуем вместе разобраться в нём.
Итак, начинаем с азов.
Все мы помним крылатое: «реклама – двигатель торговли». Изречение, на мой взгляд, правильное. И с довольно большой историей.
Сначала торговцы привлекали покупателей с помощью соответствующего оформления вывесок, затем витрин. На улицах появились зазывалы, люди-«бутерброды» с висящими на них рекламными щитами спереди и сзади.
Реклама шагнула дальше: на стенах домов, на всех приемлемых – а иногда и неприемлемых – местах стали появляться краткие рекламные лозунги. Стали давать рекламу в печати: газетах, позже и в журналах.
Советское государство по мере сил не отставало от Запада. Подключали к рекламному делу первых профессионалов рекламного дела, в том числе и поэтов. К примеру, у Маяковского: «Всё, что требует сердце, тело или ум, — всё человеку предоставляет ГУМ». Или: «Вспомните - у вас оборвались обои в комнате. Нечего стоять разиней. Новые купите у нас в магазине».
Позже реклама была не столь поэтичной. Но более краткой и конкретной. Типа: «Летайте самолётами «Аэрофлота» (а какими ещё можно было летать внутри страны?), «Храните деньги в сберегательной кассе», «Страхуйте имущество от пожара»...
Но и после Маяковского находились стихотворцы: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!». А на довоенных и особенно послевоенных рекламных плакатах более развёрнуто и не так поэтично: “Нет лучшего, более питательного, ценного и вкусного пищевого продукта, чем черная икра из осетровых рыб и красная икра из лососевых рыб” или «Покупайте зернистую, паюсную и пастеризованную икру в фирменных магазинах Главрыбсбыта и других гастрономических магазинах»…
С начала 90-х у нас началось «строительство» капитализма. Нашего, отечественного разлива. А поскольку в одночасье народившееся племя доморощенных «бизнесменов» и манагеров в большинстве своём слепо копировало Запад, то они переняли оттуда же и методы создания и распространения рекламы, и ценоназначения по типу: 299 р. вместо 300 р., 2990 р. вместо 3000 р. Как же, покупатели в подсознании уверены, что платят меньше, скорее купят. С ценами, может, и правы. Это я по старой школьной привычке округляю.
Что же касается рекламы, то вспоминаю, как сам в 91-м, занявшись недвижимостью за неимением иной работы, относил в приёмный пункт редакции газеты «Из рук в руки» объявления о продаже квартир клиентов.
Но вскоре появилась первая реклама на телевидении. И началось…
Реклама нахраписто влезла в нашу жизнь, стала неотъемлемой её частью. Но мы сегодня говорим лишь о ТВ-рекламе. Так что, только о ней и поподробнее…
Я в «каникулы» (хотя у успевших стать пенсионерами – постоянно бессрочные каникулы) «подсел» на телеканал ОТР (Общественное телевидение России). На те отечественные и зарубежные фильмы, что шли на этом канале. И поначалу даже не понял, что необычного ощущаю, глядя очередной фильм. Позже осенило! Необычным было то, что фильмы не прерывались рекламными вставками. Похоже, на ОТР не столь благополучно с рекламодателями, нежели на других каналах.
Это же полнейшее надругательство над художественным (в особенности) произведением, будь то кинофильм, спектакль, да даже концерт, когда в самый неподходящий момент на экране, к примеру, расстрела гитлеровцами комиссара из Брестской крепости влезают с рассказом о женских прокладках или о лекарстве от простатита. Или смотришь «Гамлета» со Смоктуновским, а тебе, отодвинув Офелию или самого Гамлета, стараются впарить невесть что. Это надругательство над произведением, над авторами, создателями произведения, но, в первую очередь и в большей степени, - над нами, зрителями.
Помнится, в прошлый Новый год меня поначалу аж подбрасывало, когда на экране по ходу любой передачи, в том числе фильма, спектакля, вдруг в низу экрана, как черти из табакерки, неожиданно выскакивали белочки. Чего уж они там делали, я и не помню.
А как вам такое: идёт фильм на «военно-патриотическом» канале «Звезда» и вдруг на самом напряжённом месте повествования на экране неожиданно появляется девица в неглиже и закадровый голос рассказывает, как из любого мужчины сделать в постели асса. В это время экранный Ковпак либо майор Млынский, у которых рекламой прервали бой, нервно курят в углу землянки.
Качество, содержание и смысл телерекламы – это отдельная песня.
Некоторые, наверное, видели, как два возрастных мужика, сидящие на работе, жалеют третьего, в «пятый раз» пошедшего в туалет. Им что, на работе заняться больше нечем, окромя как следить и вести подсчёт, кто и сколько раз…
А бывший КВНщик, в духе Марка Шагала летающий, держась за руки, с, мягко выражаясь, упитанной бабёшкой с рыбьим хвостом и что-то поющий неведомо о чём?
Или - как я понимаю - хозяин какой-то риэлторской конторы, вылезший на экран и осчастлививший нас своей внешностью а-ля Шариков из «Собачьего сердца», и рассказавший о существовании квартир в Москве и Подмосковье? То ли сами строят, то ли вторичку продают – из рекламы непонятно. Главное – себя миру явил.
И завершаю тему рекламных смыслов и качества упоминанием о рекламе «силы света, силы красоты, силы духа и пр.». Это нас периодически умучивает Газпром рекламой газопровода «Сила Сибири».
Объяснил бы мне кто-нибудь, что он рекламирует? Особенно, показывая в конце долгого путешествия светового луча по всем точкам России, с окончанием где-то, как я понял, в Китае, и торжественным голосом произнося слова: «национальное достояние».
Нет, то, что нам показали, как распродаётся наше национальное достояние – это-то я как раз понял. Но что рекламируют?.. И зачем?
Если честно, то мне запомнилась реклама детского питания с папиным: «как ты это ешь?..». Особенно хорош ребёнок, снявшийся в той рекламе. И кажутся талантливыми ролики с участием главного рекламоактёра страны Дмитрия Нагиева. Но, уверен, что и без них я бы прожил не хуже, а даже лучше, чем с ними.
А вот теперь попытаемся найти ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи: кому нужна телевизионная реклама?..
Нам, зрителям, потенциальным потребителям и покупателям?
За всех не скажу, но думаю, что не ошибусь, если предположу, что таковых незначительное меньшинство, численность которых не окупает затраты рекламодателей на рекламу.
Заказчикам телевизионной рекламы?
Сомневаюсь, поскольку они не могут и приблизительно судить об эффективности и окупаемости заказанной ими рекламы. К примеру, я плохо понимаю людей, рекламировавших дешёвую китайскую лапшу исключительно студентам (это подчёркивалось) с телеэкрана да ещё в утренние часы. Должны же они понимать, что студенты, как правило, телевизор не смотрят. Да ещё утром. А с лапшой от безденежья они и без рекламы на «ты».
И возвращаясь, в качестве примера, к тем же, столь часто рекламируемым средствам от простатита. Ни от кого не слышал, чтобы урологи выписывали и рекомендовали то, что рекламируется с экрана.
Единственными, по-настоящему заинтересованными в рекламе остаются производители рекламы, в том числе актёры, занятые в её съёмках, а также её распространители – телевизионщики, широко живущие в основном за её счёт. А не было бы у них доходов от рекламы, то пришлось бы им сильно поубавить свои потребительские аппетиты.
Поэтому-то мы только и слышим от дикторов: «оставайтесь с нами; не переключайтесь; перерыв будет недолгим; мы ненадолго прервёмся; мы скоро вернёмся…» и прочие, прочие увещевания.
И ведь знают, что мы обязательно переключим каналы, что задолбали рекламой, которая и их-то, по-моему, раздражает. Но она – источник их основных доходов.
Правда, переключением каналов не убежишь от рекламы. Похоже, существует сговор между ТВшниками: реклама по разным каналам идёт одновременно. Никуда не скроешься…
В заключительной части подробного, на мой взгляд, разговора, я вернусь к рекламодателям: тем самым «бизнесменам» и манагерам.
Я понимаю, они копируют западные образцы. Там так принято. Но хотелось бы у них спросить: друзья дорогие, неужели вы не видите, не понимаете, что на дворе эпоха уже не телевидения, а интернета. Многое изменилось, многое в тех кальках, на которых вы образовывались, устарело.
Опять же за всех не говорю, но моя дочь, мой зять, я за ними следом, когда у нас возникает какая-то потребность в товаре, в услуге, в информации, да в чём угодно, не сидим перед телеэкраном в ожидании, когда там, может быть, что-то расскажут о вещах, нас интересующих. Мы садимся за монитор или берём планшет, телефон и задаём тему поиска того, что нас интересует.
И знаете, получается, как правило, находим.
Это сегодня. Завтра, может быть, откроют, изобретут новые способы получения той информации, которую в прошлом приходилось рекламировать через вывески, газеты, радио, телевидение. Наверняка, устареет и интернет. Но пока лучшего для передачи и получения информации не придумано.
Так, стоило бы подумать, а надо ли тратить такие деньжищи на заказ того, что не даёт нужной отдачи. А заодно не мучить нас, тех, кто ещё пользуется ТВ. И отнюдь не ради рекламы на нём.
Кстати, и в интернете хватает навязываемой рекламы. А не той, которую ищешь сам. И что обидно: от неё с помощью пульта не сбежишь.
P.S. Просьба к некоторым моим читателям, которые в комментариях ноют по поводу «длинноты» некоторых моих текстов: я вас не неволю, нет сил читать, не читайте. Прекрасно понимаю: выработалась привычка к клиповому чтению, к клиповому смотрению чего-либо, к клиповому мышлению. И сам чувствую, что малость подсел на это. "Войну и мир" прочитать нынче вряд ли бы осилил.
Но лучше бросить, чем ныть. Тем более, хамить. С уважением, автор.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.