Найти в Дзене
Дмитрий Ходырев

Итоги-2020: главные события автомобильного мира

Мне бы очень не хотелось говорить про пандемию, локдаун, закрытие дилеров, заводов и автосалонов, но, увы, в контексте 2020 года это просто невозможно. Поэтому почти все главные события прошедших 12 месяцев так или иначе случились под влиянием коронавируса. Но это совсем не значит, что каждый из пере­численных ниже пунктов — негативный. Вспоминаем самые важные события автомира 2020 года.
Отмена
Оглавление

Мне бы очень не хотелось говорить про пандемию, локдаун, закрытие дилеров, заводов и автосалонов, но, увы, в контексте 2020 года это просто невозможно. Поэтому почти все главные события прошедших 12 месяцев так или иначе случились под влиянием коронавируса. Но это совсем не значит, что каждый из пере­численных ниже пунктов — негативный. Вспоминаем самые важные события автомира 2020 года.

Отмена автосалонов

Ещё до пандемии коронавируса дела у автосалонов шли неважно. Во-первых, компаний-участников из года в год становилось всё меньше: сложная логистика, проектировка стендов, аренда площадей — всё это влетало авто­произ­водителям в копеечку, отбить которую получалось далеко не всегда. А гулять на широкую ногу ещё до новых правил жизни было непросто.

Была и другая причина упадка автосалонов — развитие альтер­нативных площадок. Зачем тратиться на дорого­стоящие декорации в окружении конкурентов, если можно созвать несколько десятков журна­листов и блогеров на камерное меро­приятие в родных стенах? И оно не будет зависеть ни от дат, предло­женных организа­торами, ни от погоды, ни от других форс-мажоров.

И финальная причина, почему автосалоны ещё до пандемии всё чаще стали игнори­роваться автопроиз­водите­лями: современные машины становятся больше похожими на гаджеты, а не механизмы, поэтому и показывать их теперь логичнее там, где аудитория больше интересу­ется софтом, а не хардом. Например, на выставках потребитель­ской электроники. Так, BMW и Mercedes-Benz давно уже облюбовали выставку потребитель­ской электроники CES, которая проходит в Лас-Вегасе.

А потом пришёл COVID-19. Под раздачу из-за него попали все крупные мировые автосалоны: Парижский, Нью-Йоркский и Женевский — отменены, Северо­американский – пока что перенесён на осень 2021 года… И лишь в Китае выставку под конец года всё-таки провели, однако по масштабу премьер она, конечно, не сравнится с довирусной эрой. Картина приняла настолько пугающий вид, что многие всерьёз задумы­ваются: а будут ли автосалоны после пандемии?

Пока что прогноз внушает оптимизм. Например, организаторы Женевского автосалона намерены сохранить выставку, пусть и со сменой формата. Не было новостей и об отмене автосалона в Мюнхене, который должен заменить собой Франкфуртский. А вот последний своё существо­вание официально прекратил.

Автокомпании тоже болеют

Уходящий год изрядно потрепал нервы и автопроиз­водителям. Но если большин­ство компаний просто затянули пояса, то некоторым фирмам досталось по полной программе. Например, корона­кризис застал врасплох компанию Aston Martin, которая находится в «переходном периоде». Продажи просели почти на треть (и это притом, что на рынок вышел долго­жданный кроссовер DBX), а незави­симость компании становится всё более иллюзорной: на руково­дящую должность назначен экс-глава Mercedes-AMG Тобиас Моэрс, а модель Valhalla может получить мерседе­совскую силовую установку.

-2

Не всё гладко и у компании McLaren. Да, фирма продолжает радовать экстремаль­ными гиперкарами, вроде недавно представ­ленного Sabre, но для продол­жения деятель­ности ей пришлось взять кредит в размере 150 миллионов фунтов стерлингов у Националь­ного банка Бахрейна. И даже эта сумма не гаранти­рует безоблачное суще­ствование фирмы из Уокинга: долг McLaren почти вдвое больше этой суммы. Так что компания рискует в один день остаться без коллекции своих истори­ческих автомо­билей: именно она первой пойдёт с молотка в случае неплатеже­способности McLaren.Штормит не только маленькие авто­компании, занима­ющиеся спорт- и суперкарами, но и авто­гигантов. Концерну BMW, например, пришлось сократить 10 тысяч сотруд­ников в качестве меры по финансо­вой оптимизации, а Мерседесу — задуматься о пере­смотре модельного ряда. Глава отдела исследо­ваний и разработок Mercedes-Benz Маркус Шафер считает, что нынешнее число моделей (сорок пять), двигателей и платформ — слишком велико, и что следует оставить лишь самые востребо­ванные варианты. И сделать упор на электрокары.В начале 2020 года почти все автомо­бильные пред­приятия закрыва­лись на карантин. Что, конечно же, не лучшим образом повлияло на их экономи­ческую ситуацию. Недавно было объявлено, что фирма SsangYong, входящая в группу Mahindra & Mahindra, начала процедуру банкротства. Да, у корейской фирмы дела неважно склады­вались и раньше, но сокруши­тельный удар под дых нанёс именно коронавирус: индийский конгло­мерат, которому принад­лежат более 70 процентов акций SsangYong, отказал корейцам в финансовой поддержке на период пандемии, что и привело к банкротству.

Автопром борется с коронавирусом. И побеждает

И хотя многие автопроизводители стали «кашлять», рынок постепенно выздорав­ливает. Начиная с сентября продажи новых автомо­билей, пускай и крошечными темпами, но растут — об этом свидетель­ствуют данные LMC Automotive. Положитель­ную динамику с середины 2020-го показывает и россий­ский рынок. И хотя по итогам года глобальные продажи новых автомо­билей будут ниже на 15–20 процентов, чем в 2019-м, рынок, кажется, пока справляется с непростым испытанием. К тому же страх перед новой заразой стимулирует людей к покупке личных авто­мобилей, потому что в них шанс инфици­роваться гораздо меньше, чем в общественном транс­порте или каршеринге.

-3

Сами автокомпании тоже ищут способы, чтобы уберечь своих клиентов и работников от чумы 2020 года. Например, компания Ford выдала рабочим на заводе в Мичигане специальные браслеты, помогающие поддер­живать безопасное рас­стояние, а также разра­ботала автомо­бильную климатическую систему, убивающую коронавирус. Hyundai решил бороться с бактериями в машинах посред­ством ультра­фиолета. Ну а индийский автогигант Tata начал упаковы­вать новые машины в пластиковые пузыри, чтобы на их поверх­ность и в салон не попадали микробы.Многие автосалоны на период локдаунов перешли на дистанци­онный формат обслужи­вания. В том числе и российские. К счастью, наглядные конфигура­торы серьёзно упрощают задачу покупки автомобиля мечты.

Сумасшедший автоспортивный сезон

Когда Гран-При Австралии был отменён за несколько минут до старта первой тренировки, многие опасались, что авто­спортивный сезон в этом году вообще не состоится. Последующие несколько недель лишь усилили это ощущение. Но в итоге тревога сменилась эйфорией от того, что было дальше.Сперва гонщики развлекали нас участием в онлайн-гонках и увлекатель­ными стримами. За это время фанаты Формулы-1 узнали, что пилот Ferrari Шарль Леклер неплохо выглядит в костюме банана, Джорджу Расселу из Willians не стоит водить грузовик, а гонщик McLaren Ландо Норрис — человек слова, у которого очень плохое интернет-соединение.Ну а к середине года гонки вышли из виртуаль­ной реаль­ности в настоящую. Большая часть этапов Формулы-1 прошла без болельщиков, но плотный календарь из 17 этапов, обилие неожиданных трасс и разно­образие призёров сделали сезон одним из лучших за многие годы. Одна драмати­ческая авария Романа Грожана и выступление Джорджа Рассела на Гран-При Сахира запомнятся фанатам автоспорта надолго.

-4

Наконец, именно в 2020-м пали несколько рекордов Михаэля Шумахера. В мире появился человек, который одержал больше побед в Гран-при, чем легендарный немец, а также сравнялся с ним по количеству чемпионских титулов. Речь, конечно же, про Льюиса Хэмилтона, который выиграл седьмое чемпион­ство и, кажется, не намерен останавливаться.Не менее эффектным получился и чемпионат Формулы-2, где чемпион не был известен до последнего этапа. Российские пилоты Роберт Шварцман, Никита Мазепин и Артём Маркелов заняли по итогам сезона четвёртое, пятое и восемнад­цатое места соответ­ственно, причём Никите посчастли­вилось по итогам сезона попасть в Формулу-1. Со следующего сезона он будет выступать за команду Haas, где его напарником станет чемпион Формулы-2 Мик Шумахер — сын всё того же Михаэля Шумахера.А каким красивым получился марафон «24 часа Ле-Мана», который в 2020-м прошёл в сентябре, а не в июне! Из-за переменчивой осенней погоды и холодного асфальта пилотам пришлось по-новому адаптиро­ваться и к трассе, и к машинам, а победа досталась Тойоте.

Слияние FCA и PSA

Разговоры о том, что концерны FIAT-Chrysler (FCA Automobiles) и Peugeot-Citroen и Opel (PSA Group) могут стать единым целым, появились ещё в конце прошлого года. Но реальные шаги навстречу друг другу начались лишь в 2020-м. Поговаривают, что причиной затянув­шегося объеди­нения стала бюрократия: стороны несколько раз пере­писывали соглашения в сопровож­дении армии юристов. В резуль­тате получился документ объёмом 714 страниц (!), согласно которому (если вкратце) PSA Group приобретает FCA Automobiles.

-5

Новый мегаконцерн получил название Stellantis. Имя образовано от латинского слова «stello», что в переводе означает «сиять звёздами». Осенью был представлен логотип альянса, а также озвучены сроки окончания сделки: процесс объединения должен завер­шиться в первом квартале 2021 года.Однако, согласно последним сообщениям, обе стороны намерены завершить сделку как можно быстрее. Поэтому уже в январе 2021-го созвездие Stellantis должно засиять в полную силу. Кажется, что совсем скоро за мировое господство на авторынке с Volkswagen и Toyota будет бороться ещё одна гигантская корпорация, в которую входят сразу несколько успешных на разных рынках марок — включая легендарный Jeep.

Легендарные модели «по-новому»

Кто из нас в 2020-м не говорил фразу «раньше было лучше»? Ведь раньше-то и правда было лучше. Автопроизводители, словно предвосхитив будущие настроения аудитории, ударились в ностальгию чуть раньше и к 2020 году возродили несколько старых моделей.

-6

Прежде всего, речь идёт о внедорожниках со знакомыми именами. Ford выкатил целых две версии нового Bronco, Chrysler — Jeep Grand Wagoneer, а General Motors — брутальный электропикап GMC Hummer EV, который точно не даст почивать на лаврах хайповому Tesla Cybertruck. Вообще, этот год был очень богат на электрокары, но сама тенденция вполне пред­сказуема. И всё же в минувшем году увлекались не только «зелёными» машинами.После компромиссной Supra никто не ожидал, что Toyota выкатит максимально олдскульный «горячий» хэтчбек с полным приводом, механиче­ской коробкой передач и кузовом, который не имеет почти ничего общего с гражданской версией. Но они решились и растопили сердца старых петролхэдов: Toyota GR Yaris стала в узких кругах одной из самых обсуждаемых машин 2020 года.Привлёк к себе внимание и рестомод Volvo P1800 Cyan, созданный на базе шведского купе 1960-х годов. Гоночная команда Cyan Racing полностью пере­потрошила классический P1800, оснастив его гоночной рядной «четвёркой» с наддувом от Volvo TC1, подвеской на двойных поперечных рычагах, пятиступен­чатой «механикой» и широченными шинами. Кто бы мог подумать, что в 2020-м появятся настолько крутые тачки, не правда ли? Которые смогут добиться совершенно новых высот...

... 500 километров в час на дорожном автомобиле

В этой истории до сих пор больше вопросов, чем ответов, но уже сейчас можно точно сказать: 500 километров в час на автомобиле для дорог общего пользования — это реально. Ведь ещё в прошлом году Bugatti Chiron, пусть и серьёзно модифицированный, развил более 490 км/ч.

-7

Осенью 2020-го гиперкар SSC Tuatara смог разогнаться до 508,7 километра в час. Правда, косвенные признаки намекали на то, что американский гиперкар двигается медленнее, чем показывают приборы. В итоге компания пообещала повторить заезд и… Tuatara смогла развить лишь 404 километра в час — зато всего на шести цилиндрах из восьми. Дело в том, что во время второго заезда из-за перегрева отказали две свечи зажигания. Но в SSC планируют третью попытку в 2021-м. И есть ощущение, что она будет успешной.Но будет ли SSC Tuatara новым королём гиперкаров? Посмотрим. Koenigsegg Jesko Absolut и Hennessey Venom F5 ещё не сказали своё слово.

Смерть старейшего двигателя V8

Своё последнее слово в прошедшем году сказал старейший V8 на планете. Двигатель L-серии Rolls-Royce/Bentley с различными измене­ниями выпускался с 1959 года, но в 2020 году его жизнь подошла к концу. Последней моделью, на которую устанав­ливался этот 6,75-литровый ветеран, был Bentley Mulsanne. Он, кстати, тоже отошёл от дел, временно уступив место флагмана Bentley Continental Flying Spur.

-8

Подумать только: в 1959 году, когда мотор дебютировал на Bentley S2, он развивал всего 180 лошадиных сил. Правда, тогда и его рабочий объём был «всего» 6,2 литра. Лишь к 1971 году рабочий объём вырос до канонических 6,75 литра, а в 1982 году добавил наддув.В своей последней итерации L410HT битурбиро­ванный двигатель выдавал 537 л.с. и 1100 Н·м. Это была красивая история.

Большие перемены в России

Пора вспомнить и о том, что изменилось в России в 2020 году. Во-первых, в РФ случился дефицит новых автомо­билей. Причины банальны: простой авто­заводов из-за пандемии, усложнив­шаяся логистика, рост валют... Но, как считают эксперты, уже в следующем году ситуация должна наладиться.Во-вторых, в стране вновь изменились водительские права, а на все новые авто­мобили в обязательном порядки начали выдать ЭПТС.В-третьих, произошли серьёзные кадровые изменения на АвтоВАЗе. Новость номер один: пост главного дизайнера покинул Стив Маттин — человек, который позволил внешности автомо­билей Lada войти в XXI век. Его место занял Жан-Филипп Салар, ответ­ственный за внешность обновлённого Дастера и Logan/Sandero последнего поколения. Новость вторая: после того, как АвтоВАЗ выкупил 50 процентов совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ», «Нива» вернулась домой и серьёзно видо­изменилась. Не за горами и рестайлинг Весты.

-9

Однако Нива — не единственный российский актив, которого лишился General Motors в 2020-м: российский завод GM в Шушарах отныне принад­лежит Hyundai. Кажется, совсем скоро корейских машин в России будет ещё больше.

Ну и ещё одно немаловажное событие: в России вступили в силу новые правила покупки ОСАГО. О каждом из этих событий мы подробно писали в Журнале Авто.ру. И то же самое будем делать в 2021-м. Не переключайтесь!