Это картина испанского, вернее каталонского художника Жоана Миро.
Возможно вы видели эту картину в постах про "самые дорогие и бессмысленные картины" или вроде того, где рассуждают о том как за такое можно отдать столько денег, мой ребенок рисует лучше, и вообще это все просто маркетинг. Но я постараюсь объяснить почему это картина шедевр.
Получилось так, что посещая Барселону я не глядя приобрел абонемент в несколько музеев, и они все оказались посвященные современному искусству, кроме Национального музея искусства Каталонии, рядом с которым находится Фонд Жоана Миро, посвященный художнику и изучению современного искусства.
До того момента я был не особо знаком с творчеством Миро, видел некоторые картины в репродукциях, и получилось, что он слился в общую массу со многими другими авторами начала ХХ века. И вот, как обычно, на входе вас встречают ранние работы, стиль и манера которых чем-то отдалённо напоминают постимпрессионистов, кубистов, и прочих, работы времени поиска своего места в искусстве. А дальше, честно признаюсь, даже я привыкший и любящий странное, неоднозначное и безумное современное искусство, был слегка удивлён, когда увидел три огромных, по размеру, холста белого цвета на которых изображена тонкая кривая линия.
И следующий зал с подобными работы, в которых только одна линия или пятно, с очень странной композицией. Обычно живопись стремиться заполнить всё пространство, а здесь очень много пустоты. Словно рисунок ребенка, но только на очень большом пространстве. Конечно, есть работы не настолько минималистичные, пышущие красками и формами, некоторые даже обгорелые и прожженные насквозь, а затем ещё порванные. Но работы с одной линией и пятном цепляли больше.
И тут надо вернуться к "аксиоме" далёких от современного искусства людей звучащей как: "мой ребенок рисует лучше", потому что это утверждение здесь ключевое.
Почему?
Это можно легко объяснить фразой-названием фильма: "Вечное сияние чистого разума". Какое-то время я работал в детской изостудии и убедился, что дети абсолютные гении. У них нет стереотипов, навязанных правил и форм. У них абсолютно чистое сознание. Они не умеют ещё "рисовать похоже", но сделав простую полосу на листе могут рассказать целую историю: что это или кто, что здесь происходит. Этот маленький и короткий момент в их жизни, который страшно нарушить, ведь взрослея, конкретно-образное мышление выходит на первый план, появляются чёткие формы и образы, а затем насаживаются рамки за которые выходить "не рекомендуется". Поэтому этот момент очень ценен. Как-то раз было очень грустно смотреть как мама спрашивает дочь, почему у тебя небо закрашено вертикальными мазками, ведь это не правильно.
Жоан Миро намеренно откатил свой разум назад, к восприятию трехлетнего ребёнка. Очистил его от предрассудков современного мира и он родил эти новые-старые образы, эту "Собаку". И что бы понять картину надо тоже постараться хотя бы на время очистить свою голову от суеты и знакомых образов. Вспомнить себя, как когда-то так же рисовали животных, узнать своего любимого щенка, или наоборот свой детский страх перед незнакомым животным.
Поэтому это и шедевр, что картина помогает вернуться в детство, ощутить себя маленьким и тот кто приобрёл эту картину за 2 200 000 $ смог увидеть это, прочувствовать, вспомнить.