Найти тему
Наша история

Самоходная установка ИСУ-152

Всем привет ! Сегодня я вам расскажу о самоходной артиллерийской установке ИСУ-152
ИСУ-122 в уличных боях
ИСУ-122 в уличных боях

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122


В сложившейся ситуации по аналогии с СУ-152 было логичным создать тяжелую САУ на шасси танка
КВ-1С, вооружив её 122-мм пушкой А-19. Однако в реальной истории этого не произошло, а создание самоходки ИСУ-122 на шасси тяжелого танка ИС-2 было во многом связано с дефицитом 152-мм орудий МЛ-20С. Кроме того, выявилась потребность в хорошо защищённых ПТ САУ, которые по дальности эффективной стрельбы превосходили бы немецкие тяжелые танки, оснащённые 88-мм пушками.

Так как нашим войскам, перешедшим к наступательным действиям, были остро необходимы тяжелые самоходные установки, было решено использовать 122-мм орудия А-19, в избытке имевшиеся на складах артвооружения. В этом месте в рамках рассказа о советских 122-мм самоходках мы отойдём от хронологии развития отечественных САУ и более подробно рассмотрим ИСУ-122, которая появилась позднее 152-мм СУ-152 и ИСУ-152.

ИСУ-
122

122-мм корпусная пушка образца 1931/37 годов (А-19) обладала очень хорошими для своего времени характеристиками. Бронебойный снаряд 53-БР-471 массой 25 кг разогнавшись в стволе длиной 5650 мм до 800 м/с, на дистанции 1000 м по нормали пробивал 130 мм броню. При угле встречи с бронёй 60°, на той же дальности бронепробиваемость составляла 108 мм. Осколочно-фугасный снаряд 53-ОФ-471 весом 25 кг, содержащий 3,6 кг тротила, также демонстрировал неплохую эффективность при стрельбе по бронетехнике.

Неоднократно имели место случаи, когда в результате попадания 122-мм ОФС в лобовую часть «Тигров» и «Пантер» танки получали тяжелые повреждения, а внутренними сколами брони поражался экипаж. Таким образом, самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 была способна бороться со всеми серийными немецкими танками на реальных дистанциях боя.

Для установки в САУ была разработана «самоходная» модификация А-19С. Отличия этого варианта от буксируемого заключались в переносе органов наведения орудия на одну сторону, оборудовании казённой части лотком-приёмником для удобства заряжания и введении электроспуска. Во второй половине 1944 года началось серийное производство усовершенствованной модификации орудия, предназначенного для вооружения САУ. Модернизированный вариант получил обозначение «122-мм самоходная пушка обр. 1931/44 гг.», причём в этом варианте, помимо разновидности ствола со свободной трубой, использовались и стволы-моноблоки.

В конструкцию механизмов вертикальной и горизонтальной наводки внесли изменения, направленные на повышение надёжности и снижение инерционной нагрузки. Оба орудия имели поршневой затвор. Углы вертикальной наводки составляли от -3 до +22°, по горизонтали — в секторе 10°.

Дальность прямого выстрела по цели высотой 2,5—3 м составляла 1000—1200 м, эффективная дальность стрельбы по бронетехнике — 2500 м, максимальная — 14300 м. Скорострельность – 1,5-2 выстр./мин. В боекомплект ИСУ-122 входили 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.

Серийное производство ИСУ-122 началось в апреле 1944 года. Самоходки первых серий имели цельнолитую лобовую броню корпуса. ИСУ-122, выпускаемые с осени 1944 года, имели лобовую броню корпуса, сваренную из двух катаных бронеплит. Этот вариант самоходки отличался увеличенной толщиной маски орудия и более вместительными топливными баками.

С октября 1944 года в районе правого люка монтировалась зенитная установка 12,7-мм пулемета ДШК. Крупнокалиберный зенитный пулемёт ДШК оказался весьма востребованным при штурмах городов, когда требовалось уничтожить вражескую пехоту, укрывшуюся среди развалин или на верхних этажах и чердаках зданий.

Толщина лобовой и бортовой брони корпуса составляла 90 мм, кормы корпуса – 60 мм. Маска орудия – 100-120 мм. Лоб рубки был прикрыт 90-мм бронёй, борт и корма рубки – 60 мм. Крыша – 30 мм, днище — 20 мм.

Масса установки в боевом положении составляла 46 т. Дизельный двигатель мощностью 520 л.с. мог разогнать машину по шоссе до 37 км/ч. Максимальная скорость движения по просёлку – 25 км/ч. Запас хода по шоссе – до 220 км. Экипаж – 5 человек.

С мая 1944 года некоторые тяжелые самоходно-артиллерийские полки, до этого вооруженные тяжелыми САУ СУ-152, стали переходить на ИСУ-122. При переводе полков на новые штаты им присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков с 21 САУ ИСУ-152 или ИСУ-122 в каждом (часть полков имела смешанный состав).

В марте 1945 года была сформирована 66-я гвардейская тяжелая самоходно-артиллерийская бригада (65 ИСУ-122 и 3 СУ-76). Самоходки активно использовались на завершающем этапе войны. Согласно архивным документам, в 1944 году было построено 945 ИСУ-122, из них потеряно в боевых действиях 169 машин.

В отличие от танков и самоходок, выпускаемых в начальный период войны, САУ ИСУ-122 являлась достаточно доведённой и вполне надёжной. Во многом это объяснялось тем, что основные «детские болячки» моторно-трансмиссионной группы и ходовой части были выявлены и устранены на танках ИС-2 и САУ ИСУ-152. Самоходная установка ИСУ-122 вполне соответствовала своему назначению. Она могла успешно применяться для разрушения долговременных укреплений и уничтожать тяжелые танки противника.

Так в ходе испытаний на полигоне лобовая броня немецкого танка PzKpfw V Panther была пробита 122-мм бронебойным снарядом, выпущенным с дистанции 2,5 км. В тоже время орудие А-19С имело существенный недостаток – низкую скорострельность, которая ограничивалась открываемым вручную затвором поршневого типа. Введение в состав экипажа 5-го члена, замкового, не только не решило проблему малой скорострельности, но и создавало дополнительную тесноту в боевом отделении.