Найти тему

Саратовский трамвай! (часть1) Трамвай мать его ...

Можно ли в наш сумасшедший век, представить себе жизнь в мало-мальски большом городе без трамвая? Всё же наверно очень трудно ... Сейчас полно транспорта на любой вкус, но трамвай ... - трамвай это как визитная карточка любого города. Скорость у него конечно не реактивная, но зато есть шанс доехать до места без пробок ))) Это в наше время, но а более века назад? Более века назад в Саратове трамвай был, пожалуй, единственным средством транспорта.

Сбер-трамвай ))) Правда только в единственном экземпляре!  Половину вагона городу подарил Сбербанк, на целый вагон у сбербанка похоже денег не хватило )))
Сбер-трамвай ))) Правда только в единственном экземпляре! Половину вагона городу подарил Сбербанк, на целый вагон у сбербанка похоже денег не хватило )))

Вот и попытаюсь рассказать историю появления первого электрического трамвая в Саратове - Саратовского трамвая!

Оговорюсь сразу, что и до 1908 года, в Саратове уже была конно-железная дорога, по простому "Конка". По ней в основном и пускали линии электрического трамвая, но первая, пробная линия, была абсолютно новой и ранее она не использовалась конкой.

Схема конно-железной дороги (или просто конки), существовавшей в Саратове до 1908 года. По её рельсам, в основном и пускались маршруты трамвая ...
Схема конно-железной дороги (или просто конки), существовавшей в Саратове до 1908 года. По её рельсам, в основном и пускались маршруты трамвая ...

- Твою же мать, да что такое?! - раздался в вагоне встревоженный голос. На мгновение повисла тишина, и остановившийся вагон стремительно покатился в обратном направлении. Как дословно, в экстремальной ситуации, звучали голоса пассажиров того рейса, об этом остается только догадываться, но по смыслу похоже так "Ну мать твою ..., Прокатились, называется, пробным рейсом!"

Пассажиры того рейса были не простые. Глава города, вся городская электрическая комиссия, инженеры бельгийской "Взаимной компании трамваев" (именно эта компания, в то время, и была в Саратове хозяйкой трамваев). Не трудно представить какой переполох устроили эти именитые пассажиры ))) ... Но катастрофы, к счастью, не случилось - трамвай, прокатившись задом - наперед с полверсты, и чудом не сойдя с рельсов - благополучно остановился. Пассажиры облегченно вздохнули, отделавшись лишь легким нервным потрясением.

Похоже что с этой горочки и покатился вагон пробного рейса "Немецкой линии".
Похоже что с этой горочки и покатился вагон пробного рейса "Немецкой линии".

5-го октября 1908 года, когда это произошло, чиновники не просто так оказались вместе в одном трамвае. Именно в этот день был пробный пуск и смотр властями совершенно нового для Саратова вида городского транспорта - электрического трамвая!

С этого дня и началась в Саратове - эра городского электротранспорта, и началом её был Саратовский трамвайный маршрут № 6 "Вокзал - Пристани"!

Делегация успешно доехала до саратовского вокзала, потом прокатилась по Московской и Астраханской, доехала до пристаней на Волге, а вот на обратном пути... На обратном пути - сгорел предохранитель ))).

6-ой маршрут был совершенно новый, ранее он не обслуживался конкой, и изначально он назывался "Немецкая линия". Просуществовал этот маршрут до 1954 года и в последствии был заменен троллейбусным маршрутом № 2, который с небольшими изменениями существует и по сей день. Правда ул. Немецкая (от имени которой и произошло название название маршрута), давно уже называется пр. им. С. М. Кирова, там пешеходная зона, и в простонародии его иногда называют "Саратовский Бродвей".

В 1954 м году, 6 й трамвайный маршрут был заменен троллейбусным маршрутом №2. Двойка ходит и по сей день, только чуть левее ... На этом месте сейчас пешеходная зона.
В 1954 м году, 6 й трамвайный маршрут был заменен троллейбусным маршрутом №2. Двойка ходит и по сей день, только чуть левее ... На этом месте сейчас пешеходная зона.

Но вернемся к началу 19-го века:

Трамвай на ул. Немецкая (пр. Кирова).
Трамвай на ул. Немецкая (пр. Кирова).

От железнодорожного вокзала трамвай шел по Московской, до пересечения с Астраханской. Далее по Астраханской, до Михайловской (ныне Вавилова), затем по Михайловской выезжал на Немецкую улицу (сегодняшний пр. Кирова). Затем по Армянской (ныне Волжской) и Полицейской (ныне Октябрьской) и спускался к Волге. Далее он поворачивал на Миллионную (сейчас 3-й ярус Набережной Космонавтов) и доезжал до конечной Бабушкиного Взвоза (проще говоря до Ротонды).

Красным отмечен трамвайный маршрут №6 (Немецкая линия).
Красным отмечен трамвайный маршрут №6 (Немецкая линия).

В те годы, ровно как и сейчас, после какой-либо презентации - было принято немного побухать ... И сразу после не совсем удачного смотра, всех его участников пригласили "отобедать" на квартире директора бельгийской "Взаимной компании трамваев", организовавшей в городе трамвайное движение и его электроснабжение. В итоге "отцы города" хоть и с настороженностью (взяв расписку на устранение всех дефектов), но дали добро на запуск регулярного движения!

За шампанским, а может чем и покрепче, первый тост был поднят за строителей трамвая! Городской глава произнес: "Пусть первый блин и получился комом, но по русской примете это хороший знак! Он обещает успешное развитие и завершение дела к удовлетворению обеих сторон!"

И уже 9 октября, на трамваях ездили рядовые Саратовцы. С утра вагоны ходили еще пустые, выравнивался график и остановки встречных вагонов (по тем годам, вагоны в оба направления ходили по одной линии), а уже с трех часов дня пассажиров стали возить за плату, проезд по всей линии стоил 5 копеек, а половина линии (линию разделили по ул. Вольская) - 3 копейки ...

Городской электротранспорт Саратова начал свою работу ...

Все мои заметки о Саратовском трамвае можно почитать тут: https://zametki-ot-viktora.blogspot.com/p/blog-page_15.html