Найти тему
ПАНТОГРАФ

Что меня привлекает в железных дорогах Якутии.

Как гласит Википедия, ОАО "АК „Желе́зные доро́ги Яку́тии“! (ОАО "АК "ЖДЯ") - предприятие, созданное 2 октября 1995 года для управления и завершения строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. При создании компании акционерами стали федеральный центр и администрация Якутии (50/50). Уставной капитал 3 872,7 млн рублей. В 2017 году 46,85 % акций компании принадлежат ОАО "РЖД", 44,3 % - Республике Саха, оставшиеся - миноритарным акционерам. Т.е. несмотря на немалую долю РЖД в уставном капитале, это все-таки отдельное, самостоятельное железнодорожное предприятие, подобно, например, Крымской железной дороге.

И привлекает меня в железных дорогах Якутии то, что подобно и Крымской железной дороге, у них выбрана собственная цветовая гамма, отличная от РЖД. Кроме того, предприятие проводит свою собственную политику в плане выбора типа подвижного состава и пополнения парка. Глядя на фото подвижного состава ОАО "АК "ЖДЯ" кажется, что это и не РФ, а, например, дорога одной из республик Средней Азии. Так кардинально по окраске и наличию капотных магистральных тепловозов она отличается от привычной для нас РЖД.

Пассажирские вагоны в фирменной окраске "ЖДЯ", больше напоминает Среднюю Азию по окраске, так разительно оформлением они отличаются от серых вагонов РЖД, фото kyym.ru
Пассажирские вагоны в фирменной окраске "ЖДЯ", больше напоминает Среднюю Азию по окраске, так разительно оформлением они отличаются от серых вагонов РЖД, фото kyym.ru
Капотные магистральные тепловозы в РФ используются лишь на ЖДЯ, хотя они привычны в Казахстане или Монголии, фото kyym.ru
Капотные магистральные тепловозы в РФ используются лишь на ЖДЯ, хотя они привычны в Казахстане или Монголии, фото kyym.ru

Так вот рассмотрим как раз локомотивный парк компании. Только здесь, если брать территорию РФ, ходят модернизированные тепловозы 2ТЭ10М, где кузов вагонного типа был переоборудован в капотный. Это основная особенность ЖДЯ и то, что бросается в глаза. Модернизированные локомотивы получили разное обозначение и 2ТЭ10МК, 2ТЭ10МП, 2ТЭ10МД, 2ТЭ10МПGE (Дженерал электрик), то есть они имеют некоторые различия между собой, но большинство из них стали после модернизации капотными.

2ТЭ10МД-2316, после Мичуринского ЛРЗ и установки двигатели от Дженерал Электрик, превратился в капотный, фото с сайта https://trainpix.org/, автор  ЗЕМСКОВ А.Г.
2ТЭ10МД-2316, после Мичуринского ЛРЗ и установки двигатели от Дженерал Электрик, превратился в капотный, фото с сайта https://trainpix.org/, автор ЗЕМСКОВ А.Г.
2ТЭ10МПGE-2235, модернизирован с установкой ДГУ GE 7FDL12. Данный локомотив 27 июля 2019 года провел первый пассажирский поезд по участку Томмот – Нижний Бестях, фото с сайта https://trainpix.org/, автор Машинист пивного крана
2ТЭ10МПGE-2235, модернизирован с установкой ДГУ GE 7FDL12. Данный локомотив 27 июля 2019 года провел первый пассажирский поезд по участку Томмот – Нижний Бестях, фото с сайта https://trainpix.org/, автор Машинист пивного крана
2ТЭ10МК-0666, тепловоз был модернизирован в Казахстане и работал на железных дорогах Казахстана, в 2017 году был продан ЖДЯ, фото с сайта https://trainpix.org/, автор Машинист пивного крана
2ТЭ10МК-0666, тепловоз был модернизирован в Казахстане и работал на железных дорогах Казахстана, в 2017 году был продан ЖДЯ, фото с сайта https://trainpix.org/, автор Машинист пивного крана
Не сразу распознаешь на фото магистральный тепловоз, можно подумать, что перед нами маневровый локомотив, однако это секция тепловоза 2ТЭ10МП-0353, получившего американский дизель на Полтавском ЛРЗ, фото с сайта https://trainpix.org/, автор Воздух Свободы
Не сразу распознаешь на фото магистральный тепловоз, можно подумать, что перед нами маневровый локомотив, однако это секция тепловоза 2ТЭ10МП-0353, получившего американский дизель на Полтавском ЛРЗ, фото с сайта https://trainpix.org/, автор Воздух Свободы

Есть на ЖДЯ один сугубо пассажирский тепловоз ТЭП70К, тоже в нестандартной окраске, но если верить базе на сайте https://trainpix.org/ он не работает.

ТЭП70К-0228, фото с сайта https://trainpix.org/, автор Ластовка М.О.
ТЭП70К-0228, фото с сайта https://trainpix.org/, автор Ластовка М.О.

Маневровое движение обеспечивают тепловозы ТЭМ2МК, хотя были на дороге и ТЭМ2, но их передали "на материк". Они тоже покрашены нестандартно, если сравнивать с техникой РЖД.

ТЭМ2МК-5700, фото с сайта https://trainpix.org/, автор vdem
ТЭМ2МК-5700, фото с сайта https://trainpix.org/, автор vdem

Но и в заключении еще несколько фотографий из Якутии.

Товарный поезд в Якутии, фото из Яндекс-коллекции
Товарный поезд в Якутии, фото из Яндекс-коллекции
Открытие пассажирского движения в 2019 году, источник фото aartyk.ru
Открытие пассажирского движения в 2019 году, источник фото aartyk.ru
В условиях суровой зимы, фото gelio.livegournal.com
В условиях суровой зимы, фото gelio.livegournal.com
ТЭМ2МК, источник фото ysia.ru
ТЭМ2МК, источник фото ysia.ru

Согласитесь после просмотра фотографий можно сделать вывод, что ЖДЯ имеют свой особый колорит. Но а еще, любопытно, чем обусловлена их особая любовь в капотным магистральным тепловозам? Их удобнее эксплуатировать в более тяжелых зимних условиях или это особенности применения американской ДГУ?

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Начато серийное производство тепловозов ТЭМ10

Московским Центральным Диаметрам (МЦД) исполнился один год. Плюсы и минусы

Французские электровозы на магистралях Сибири

-13