Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» был открыт у села Самбек под Таганрогом в 2020 году. Изначально планировалось приурочить его открытие к 75-летию Победы 9 мая, но из-за пандемии коронавируса открытие перенесли на 30 августа – день освобождения Таганрога от немецко-фашистских захватчиков.
Сразу хочу отметить, что эта статья не проплаченная, не пропагандистская, как часто любят писать в комментариях недовольные читатели. Съездил, посмотрел своими глазами, что увидел, то и написал, а восприятие – вещь индивидуальная, так что поехали!
Чтобы попасть на территорию комплекса, с таганрогской трассы А280 на Самбекском посту ДПС нужно повернуть направо, в сторону Матвеева Кургана. Сразу за поворотом вы увидите большой чёрный пешеходный мост, а за ним два съезда на стоянку музея – можно направо, к центральному входу, а можно и налево, к переходному мосту в парке «Самбек». Кто бывал здесь раньше, обратит внимание на расширение дороги возле музея, правда уже через 500 метров в сторону Неклиновки трасса вновь сужается до двух полос.
Сразу после открытия музейного комплекса сюда повалили толпы людей, а туристические автобусы с детьми только и успевали возить школьные группы, и правильно делали! Пожалуй, это было лучшее время для посещения нового музея, и в этой статье я расскажу, почему это так.
Изначально я хотел написать свой отзыв о музейном комплексе сразу после того, как побывал там, и тогда хотел назвать его «Самбекские высоты. Почему нужно посетить именно сейчас», но поскольку сразу не успел подготовить этот рассказ, то теперь уже правильнее будет сказать «кто не успел, тот опоздал».
Для большинства посетителей военно-исторического комплекса территория музея начинается с большого информационно-выставочного центра, через который многие проходят на территорию, изначально ошибочно думая, что это и есть сам музей.
Внутри информационно-выставочный центр выглядит как зал ожидания какого-нибудь вокзала или аэропорта, мне почему-то он напомнил новый ростовский аэропорт «Платов».
Здесь разместились различные выставочные площадки, конференц-залы, какие-то лаборатории, всё рассчитано на посещение центра различными деловыми делегациями, в общем, для простого человека тут вряд ли будет что-то интересное.
Разве что особо проголодавшиеся смогут посетить здесь кафе, которое, кстати, на начало осени совсем не справлялось с наплывом голодающих – официанты даже просили посетителей зайти через пол-часика, чтобы успеть обслужить тех, кто уже стоял в очереди. Люди, возмущаясь, недовольно покидали кафе, хотя могли бы и сами заранее позаботиться о своём питании, приготовить бутерброды с собой, что ли, нужно же понимать, что наплыв посетителей скоро спадёт, и все кафе будут пустовать, поэтому открывать тут целый комплекс пунктов питания никому не выгодно, ну а раз уж живём теперь при капитализме, так и выживать нужно учиться как-то самостоятельно, все люди взрослые, и должны понимать, что в наше время уже каждый сам за себя, всё делается только ради материальной выгоды.
Большое количество посетителей в музейном комплексе в первые недели открытия действительно являлось большим, и, пожалуй, единственным минусом, но с их стороны это было оправдано – людям наконец-то дали послабление после периода самоизоляции, введённого весной по причине распространения коронавирусной инфекции, да и погода в те дни стояла просто великолепная, поэтому, опасаясь новых закрытий, да и просто приближения зимы, все поспешили успеть увидеть как можно больше.
В помещении информационно-выставочного центра можно увидеть несколько мультимедийных экранов различных форм, размеров и видов: прозрачные, изогнутые, объёмные. На них транслируется видеоряд, посвящённый историческим и культурным событиям, связанным с этим музейным комплексом, и просто красивые виды музейных экспонатов.
Пройдя сквозь выставочный центр, посетители выходят на мостики со стеклянными настилами, перекинутые через бассейн с прозрачной водой нежно-голубого цвета. Нежно-голубого – в хорошем смысле слова!
Ступенчатый каскадный бассейн, словно переливаясь с верхнего уровня на нижний, по замыслу авторов напоминает течение реки, и поэтому получил название «Река Жизни», символизируя быстротечность времени и бесконечность человеческой памяти. Правда, уже в октябре воду в бассейне спустили, и одно из самых красивых мест музейного комплекса превратилось в безликую чашу, так что кто не успел, тот опоздал.
По всей территории установлены большие информационные стенды с указателями достопримечательностей и прочих объектов комплекса, глядя на которые создаётся впечатление, что всё это за раз обойти просто нереально, хотя, на самом деле, расположено здесь всё достаточно компактно, и прогулка по территории комплекса займёт не больше времени, чем посещение самого «Донского военно-исторического музея».
Кто не любит обычные классические указатели, для тех специально установили современные интерактивные электронные сенсорные стенды, где можно самостоятельно полистать информацию о различных объектах музейного комплекса и узнать много нового и интересного, правда, как правило, на это нет ни времени, ни сил – гораздо увлекательней увидеть здесь всё то же самое, но уже в реальности. Редкий посетитель задерживается возле интерактивного стенда дольше минуты. А глядя на группы школьников, набрасывающихся на сенсорные экраны как на неведомую игрушку, создаётся впечатления, что проработают они не долго.
Переходной мост через автодорогу, по которому можно попасть в парк «Самбек», тоже является достаточно интересным объектом. С его смотровой площадки открывается очень красивый вид на «Реку Жизни», да и сама переходная галерея выполнена довольно необычно и современно.
Для таких любителей автодорог, как я, с этого моста можно сделать красивые снимки уходящей вдаль трассы Самбек – Матвеев Курган – Украина, по которой идёт основной поток автомобилей, следующих из Ростова-на-Дону в Донецк.
С другой стороны переходного моста можно посетить новый парк «Самбек», но туда лучше идти уже в самом конце прогулки, если останется свободное время и силы. В парке можно отдохнуть в ожидании своих ещё не нагулявшихся товарищей из экскурсионного автобуса, перекусить бутербродами за столиками под навесами, но начинать с него посещение музейного комплекса всё же не стоит.
Спустившись с моста обратно, пройдя вдоль «Реки Жизни», мы выходим к небольшой часовне в честь Воскресения Христова, воздвигнутой в память о подвиге воинов, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Внутри часовни можно увидеть три скрещенные в наклонном положении винтовки с защитным шлемом на их штыках.
Слева от часовни невозможно не заметить красиво высаженную клумбу из чередующихся ровными рядами степных трав – шалфея и типчака. Дальше виднеется крыша амфитеатра, рассчитанного на 300 посадочных мест. Концертная площадка предназначена для проведения различных патриотических мероприятий, фестивалей и массовых акций, в общем, всего того, что собирает большие толпы людей, раздражённо слоняющихся по переполненной территории комплекса, толкающихся и ругающихся друг с другом, а если в двух семи словах, то все эти массовые мероприятия – не самое лучшее время для посещения музея.
Возле амфитеатра на постаменте интересной формы установлен будто взлетающий в небо советский самолёт-истребитель Як-1Б, а точнее его макет, построенный уже в наше время. Смотрится этот памятник очень здорово, хотя есть и такие, кто считает, будто выглядит он как дешёвая китайская игрушки с «АлиЭкспресс». Истребитель Як-1Б на стеле установлен в память о Лидии Литвяк – самой результативной женщине-пилоте, занесённой в книгу рекордов Гиннесса как одержавшей наибольшее число побед в воздушных боях за всю историю авиации среди женщин. Именно на таком самолёте с нарисованной на капоте белой лилией Лидия Литвяк воевала в годы Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков, лично сбила 12 вражеских самолётов и ещё 4 в составе группы. Погибла в возрасте 21 год в бою над Миус-фронтом.
Начиная с 2017 года на Самбекских высотах стали производить захоронения останков советских воинов, погибших на ростовских землях в годы войны, и обнаруженных уже в наше время в ходе поисковых работ.
Чуть позже здесь была открыта Аллея Памяти, где регулярно проводятся захоронения защитников Донской земли, найденных на полях сражений на территории Ростовской области. Места свежих погребений советских воинов можно легко определить по цвету травы, отличающейся более тёмным оттенком.
Большинство гранитных плит на Аллее Памяти сейчас остаются безымянными, но можно не сомневаться, что в ходе поисковых операций в местах проведения боёв ещё не раз будут найдены останки погибших защитников Родины, и тогда каждый солдат с почётом будет перезахоронен в братской могиле на Самбекских высотах. Как говорил Суворов, война не окончена, пока не похоронен последний солдат.
Завершается Аллея Памяти скульптурой, посвящённой советскому солдату-победителю, который преклонил колено в память о своих товарищах, погибших в годы Великой Отечественной войны. На территории музейного комплекса есть много мест, рядом с которыми можно пофотографироваться – например, те же макеты танков, почему бы и нет, но когда молодые родители, не задумываясь, ставят своих детей рядом с этим солдатом на месте, предназначенном для возложения цветов, по которым они тут же и топчутся, мне это не совсем понятно. Как не понятно и то, зачем они просят детей сфотографироваться на фоне Вечного огня таким образом, будто те держат огонь в своей ладошке.
В октябре 2018 года на Самбекских высотах при участии студенческих отрядов, поисковиков и общественных деятелей состоялась торжественная церемония закладки сада Победы. Почти 200 декоративных саженцев вишни и яблони были высажены на территории комплекса, и возле каждого дерева теперь можно увидеть небольшую табличку, информирующую о том, представителями какого региона России это дерево было посажено. Мы нашли даже такую: «Дерево посажено участниками Всероссийского слёта студенческих отрядов Республики Саха (Якутия)».
Завершается сад Победы небольшой возвышенностью, которая называется «Высота народной Памяти» – ещё издалека здесь можно увидеть композицию, представляющую собой улетающую в небо стаю журавлей как собирательный образ наших солдат, не вернувшихся с войны.
По восточной окраине территории военно-исторического комплекса от скульптуры с журавлями можно выйти к трём одиноко стоящим пушкам. Две из них, которые расположены по краям – это 76-миллиметровые дивизионные и противотанковые пушки ЗиС-3 образца 1942 года, во время Великой Отечественной войны они являлись самым массовым советским артиллерийским орудием. Посередине – советская 100-миллиметровая полевая пушка образца 1944 года, или просто БС-3, успешно использовавшаяся в годы войны против тяжёлых танков соперника.
Территория комплекса очень красиво оформлена цветниками и клумбами, а вот скамейки под палящим южным солнцем – удовольствие сомнительное.
Рассказывая о музейном комплексе «Самбекские высоты», не могу ни упомянуть о том, что в день его открытия в присутствии губернатора области прозвучало много торжественных речей, среди которых обещание сделать посещение этого музея бесплатным до конца года. Народ наш халяву любит, а вот власть раздавать её не очень, поэтому когда руководители увидели, сколько людей ломанулись сразу же побывать здесь, то, видать, испугались, что пока посещение станет платным, все жители области и так уже успеют посмотреть этот музейный комплекс, и поэтому, вопреки обещаниям, уже спустя месяц за посещение музея позорно стали брать деньги. С 1 октября вход стал платным не только на экспозиции «Донского военно-исторического музея», но даже на территорию самого комплекса, включающего в себя и мемориал Славы, и Аллею Памяти. Лишь когда поднялась волна народного негодования, что за доступ к воинским захоронениям придётся платить деньги, в том числе и родственникам погибших солдат, власть уже не нашла никаких слов в своё оправдание, и посещение территории вновь пришлось сделать бесплатным, однако за вход в сам музей оставили плату в размере 200 рублей. Так и живём – они пытаются найти очередной способ, как ещё собрать с нас побольше денег, а мы ищем выход, как не платить за то, что и так всегда было бесплатным.
Самым главным объектом всего военно-исторического комплекса «Самбекские высоты» является мемориал Славы, посвящённый Героям прорыва Миус-фронта и освобождения города Таганрога от немецко-фашистских захватчиков. Памятник на месте кровопролитных боёв был построен на самой высокой точке этих мест на окраине села Самбек ещё в 1980 году.
Две стены с высеченными фигурами уходящих в небо солдат символизируют две дивизии, 130-ю и 416-ю стрелковые дивизии, которые вместе с другими частями, соединениями, корпусами и армиями в августе 1943 года прорвали рубеж фашистской оборонительной линии на реке Миус, освободили Таганрог и полностью изгнали вражеские войска с территории Ростовской области.
До недавнего времени Вечный огонь на мемориале Славы уже несколько лет как не горел, но сейчас эта досадная ошибка современного поколения исправлена, и теперь мы снова можем увидеть здесь пламя огня в память о подвиге всех тех, кто отдал свои жизни ради нашего с вами мира.
Сегодня я не успел вам рассказать ещё о двух наиболее интересных объектах народного военно-исторического музейного комплекса Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» – это сам «Донской военно-исторический музей», а так же интерактивная площадка «Прорыв», представляющая собой образцы военной техники под открытым небом, причём как со стороны советских войск, так и с противоположной вражеской стороны. Каждый из этих объектов достоин отдельного рассказа, и в ближайшее время я обязательно напишу о них на своём канале «Дороги России».
Вам может быть интересно: