Найти тему
История и искусство / Artifex

Боб Росс. Кудрявый Любитель Деревьев

Боб Росс (Robert «Bob» Norman Ross) никогда не стремился к тому, чтобы люди, которых он обучал, точь-в-точь копировали его работы. Он выступал именно наставником для начинающих художников. А задача наставника заключается в том, чтобы подвигнуть, заинтересовать своего адепта. Именно эту цель на протяжении всего своего творческого пути преследовал американский живописец.    

Роберт Норман Росс родился в Дайтоне, штат Флорида, 29 октября в 1942 году. Его мать Олли Росс (Ollie Ross) была официанткой, а отец Джек Росс (Jack Ross) — плотником. В дальнейшем, когда Роберт бросит школу в девятом классе, он пойдет по стопам отца, и очередное столярное дело выйдет для него боком. Юноша лишится части указательного пальца на левой руке. Но это не помешает ему в будущем держать палитру.

Понимая, что много денег плотником не заработаешь, молодой человек отправляется на службу в ВВС США. Там он занимает должность специалиста по медицинской документации. На ту пору идет 1961 год и 18-летнего Боба впервые захватывает изобразительное искусство. А предпосылками становится посещения художественного класса в клубе USO в Анкоридже. Единственная проблема был в том, что на уроках рисования преподаватели сосредотачивали внимание на абстрактной живописи и дальше этой техники не заходили. Боба это не устраивало из-за чего у него случались конфликты с учителями. Впоследствии он заявит:

«Они расскажут вам из чего состоит дерево, но не скажут, как его изобразить».    
-2

Работая барменом на полставки мужчина откроет для себя передачу «Магия масляной живописи» (The Magic of Oil Painting), где ведущим окажется немецкий художник Билл Александр (Bill Alexander). В дальнейшем этот человек станет для Боба учителем. Он даже посвятит второй выпуск своей программы именно ему — человеку, который использовал стиль живописи XVI века именуемой «Первой попыткой» (First try). Стиль этот заключает в себе рисование «Мокрым по мокрому» (Wet-on-wet). Это позволяло создавать картину за 30-40 минут. В 1991 году, когда поклонники Росса превзойдут по численности поклонников Александра второй даст гневное интервью The New York Times:

«Он предал меня. Я изобрел «По-сырому», я тренировал его и... он думает, что может сделать это лучше чем я».    
-3

Естественно, гордыня и жажда власти погубила карьеру Билла Александра, а все его слова о том, что он изобрел данный метод является не чем иным, как ложь. Техника была известна таким мэтрам искусства, как Диего Веласкесу, Караваджо, Поль Сезанну, Клоду Моне и многим другим.

Энтузиазм никогда не покидал молодого Росса, и когда на работе случался кратковременный перерыв, мужчина принимался оттачивать свою быструю технику рисования. В одной из своих передач под названием «Радость живописи» (The Joy of Painting), Боб признается:

«Я провел половину своей жизни в армии, а когда приходил домой, снимал свою маленькую солдатскую шляпу и надевал свою шляпу художника».    
-4

Достигнув определенных успехов в умении Александра, Боб Росс начал продавать свои картины Аляске. Прошло двадцать лет службы в ВВС. Зарплата художника превышала зарплату военного и в 1981 году Росс уходит из Военно-воздушных сил в звании старшего сержанта. Своим сослуживцам он запомнился волевым человеком, строгим и хладнокровным. В одной из своих передач, транслировавшихся на канале PBS, Боб скажет:

«Я был парнем, который заставляет вас мыть уборную, парнем, который заставляет вас заправлять постель, парнем, который кричит на вас за опоздание на работу».    
-5

Уходя со службы, будущий художник поклялся, что больше никогда не станет ни на кого повышать голос. И обещание было сдержано. За все 381 серию своей передачи, Боб ни разу не понизил тональность диалога со зрителем. Его голос влиял на публику успокаивающе, а выпуски были наравне с медитативными. Как-то к живописцу даже пришло письмо о том, что его голос действует усыпляюще на слушателя и под его учения приятно засыпать.

В Бобе Россе сочетались два человека. Один служил сержантом на базе ВВС Эйлсон на Аляске, а второй был дружелюбным подростком, который заботился о животных. Отец с матерью, а затем и жена, неоднократно замечали, как мужчина ухаживает за ранеными броненосцами, аллигаторами или белками, что встречались чаще всего на его заднем дворе. Вторая личность в конечном итоге пересилила, и зрители получили улыбчивого кудрявого любителя деревьев. Действительно, в его картинах вы вряд ли найдете хоть одного человека. Лишь раз художник увековечил тень гобоиста. По очертаниям становится ясно, что персонаж прислонился к стволу дерева и греется у костра.    

-6

Большое внимание Росс сосредотачивал на деревьях, бревенчатых хижинах, облаках и горах. Последние чаще всего мелькали на его холстах. Объясняется это тем, что Боба покорили заснеженные возвышенности, пока он пребывал на Аляске. Его поражало их величие. А также его манили огромные сосны и отталкивали пальмы. Судя по всему, они ему попросту надоели. В 2014 году блог «FiveThirtyEiqht» проанализировал большинство работ художника. Все пришли к выводу, что его «Маленькие счастливые деревья» встречаются в 91% случаев. К слову о счастье. Один из фанатов художника прислал письмо. В нем говорилось, что все детали на его картинах кажутся счастливыми. На это Росс ответил:

«Так и есть. Вот почему я рисую. Потому что могу создать такой мир, какой хочу, могу сделать этот мир счастливым, как я хочу. Если желаете плохого — стреляйте, смотрите новости».    
-7

Приступая к работе, он всегда использовал слегка отшлифованную палитру, чтобы свет от ламп и прожекторов в студии не отражался на инструменте. В палитре присутствовало ограниченное количество оттенков. Во-первых, из-за того, что уроки Роберта ориентировались на начинающих художников. Выделение мелких деталей другими тонами требует терпения и смирения, не все новички обладают такими качествами. Во-вторых, смена цветов и их смешивание увеличивало бы время создание картины, а хронометраж у программы был ограничен. В-третьих, ограниченное число цветов не требовало больших вложений и так в дорогостоящее оборудование. В большинстве эпизодов «Радость живописи», Росс использовал небольшие малярные шпатели, плоские маленькие и большие кисти. Размеры их варьировались от одного — двух дюймов до десяти. Что в начале, что и в конце программы, он обожал сушить инструмент. Художник обмакивал ее в растворитель без запаха и затем отбивал о мусорную корзину или о ножку мольберта. При этом Боб смеялся и повторял:

«Вот теперь мы выбили из нее Дьявола».    
-8

Многие частенько ругают этого популяризатора техники быстрой живописи. Сравнивают его с художниками на проспектах, улицах Арбата. Говорят, что у него есть талант, но он не смог правильно им воспользоваться. Его мазки грубы, а полутона можно было сделать чуть мягче. Роберт Норманн Росс, может быть, и создавал вкусовщину, но на первый план следовало бы отнести то, что этот человек никогда не претендовал на мастера пейзажа. Он по большей части стремился пробудить в зрителях интерес к искусству. Жажду создания одухотворенного через элементарные действия. Его посыл был в мотивации начинающих художников. Чтобы люди загорелись желанием взять в руки кисточки и краски и принялись творить. Чтобы морально их душа могла расслабиться, отдохнуть от городской суеты и тревог во время работы. Именно за пробуждение художественных порывов и добродушный диалог со зрителем, следовало бы отдать должное обаятельному пейзажисту. Ведь только благодаря мотивации и простоте может родиться гениальная вещь.  

Автор: Кирилл Пелевин-Тихомиров © Artifex.ru