Найти тему
ТЕНИ ПОЛУНОЧИ

Как появился черный юмор. Неожиданные факты

Оглавление

Собственно юмор ценился во все времена, у всех народов и практически во всех социальных слоях. Человека, умеющего пошутить, ждет уважение, признание и популярность, а иногда даже различные материальные блага: деньги, женщины и кадиллаки.

Можно даже не говорить о полезности юмора, во-первых, воспитывающего человека в социуме, да и сам социум в целом, а во-вторых, приносящего чисто эстетическое удовольствие. Побеседуем лучше о другой стороне этого замечательного явления – о темной стороне, которая как злой близнец, оставаясь в тени доброго брата, выполняет самую грязную работенку и хохочет при виде того, что у нормального человека вызывает лишь ужас, шок и рвотные позывы, а именно – черный юмор.

1. Истоки черного юмора

Свои корни данный феномен имеет (как и почти всякое другое искусство) в фольклоре. Еще в Средневековой Европе на карнавалах бушующие актеры разыгрывали жуткие сцены, где высмеивали саму Смерть, потешались над страданиями людей и, конечно, глумились над уродами – излюбленное занятие человечества на протяжение всего его существования. Вспомним, как в прошлые века младенцев помещали в небольшие сосуды, которые вызывали такую чудовищную деформацию, что любо-дорого было посмотреть, причем в буквальном смысле: сильные мира сего отдавали немалые деньги, коллекционируя несчастных искалеченных созданий. Вот он – настоящий черный юмор.

Или помните, как у Пушкина в "Пире во время чумы":

Ты ль это, Вальсингам? ты ль самый тот,
Кто три тому недели, на коленях,
Труп матери, рыдая, обнимал
И с воплем бился над ее могилой?
Иль думаешь, она теперь не плачет,
Не плачет горько в самых небесах,
Взирая на пирующего сына,
В пиру разврата, слыша голос твой,
Поющий бешеные песни, между
Мольбы святой и тяжких воздыханий?

Это пугающее безобразие не просто художественная выдумка, но исторический факт: когда Черная смерть пожинала свой крайне плодородный урожай и любой мог стать ее жертвой, отчаявшиеся найти спасенья люди начинали пьянствовать, обжираться и блудить с продажными женщинами. Их не смущало всеобщее горе, заплаканные лица, телеги с мертвецами и даже собственное здоровье. Пирующие горожане насмехались над Чумой и над всеми теми, кто ее боится.

Можно смело заявить, что эти люди точно знали толк в черном юморе.

2. Черный юмор в литературе

-2

Но когда же сие явление стало именно литературным жанром, имеющим конкретного автора? Не затрагивая античную литературу, в коей также можно встретить некоторые элементы синтеза ужасного и смешного, обратимся к "Антологии черного юмора", составленной в 1939 году французским писателем Андре Бретоном, который не только вдохнул жизнь в данное направление, но и разработал сам термин "черный юмор".

Бретон полагал, что истоки подлинного черного юмора следует искать в литературе эпохи Просвещения и, в первую очередь, в произведениях Джонатана Свифта. Ярчайший пример – сатирический памфлет, имеющий легкое и сходу запоминающееся название: «Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». Суть его сводилась к тому, что детей ирландских бедняков следовало продавать богатым англичанам на съедение, поскольку «... маленький здоровый годовалый младенец, за которым был надлежащий уход, представляет собою в высшей степени восхитительное, питательное и полезное для здоровья кушанье, независимо от того, приготовлено оно в тушёном, жареном, печёном или варёном виде».

Это сочинение имело социально-политическую подоплеку, жестко высмеивающую власть имущих, которые относились к людям низшего сословия как к животным. Иначе говоря, советы продавать родителям своего ребенка словно кусок свинины не были шуткой ради шутки или плодом болезненной фантазии, а являлись этаким холодным душем, пусть и не дающим ответы, но, по крайней мере, отвергающим неадекватные решения щепетильных вопросов.

Также Бретон отвел место в своей антологии и для Эдгара По и его "Ангела Необъяснимого", в котором пьяницу рассказчика преследует говорящий с немецким акцентом Ангел Необъяснимого – большой бочонок вместо тела и бутылки вместо рук. Это произведение стало, по большей части, пародией на самого автора, страдающего, как известно, алкоголизмом: «От литературных дрязг, тошнотворного страха перед вечностью, трагических конфликтов в семье и жестокой нищеты По спасался в беспробудном пьянстве, глухом, как мрак могилы, — писал о нем Бодлер, — поскольку пил он, наслаждаясь не вкусом вина, но варварством падения... В то утро, когда нью-йоркский "Whig" опубликовал "Ворона", когда имя По было у всех на устах и целый свет буквально помешался на этих стихах, сам он, пошатываясь и задевая углы домов, спускался по Бродвею».

Уютный уголок в "Антологии черного юмора" нашел даже Фридрих Ницше со своим "Письмом профессору", где рассуждал от лица человека с раздвоением личности, являвшегося всеми великими именами нашей истории и осенью дважды побывавшего на собственных похоронах. Любопытно, что после этого письма Ницше окончательно лишился рассудка. Совпадение или же все вполне логично? А, впрочем, следует заметить, что почти все творчество немецкого философа можно назвать черным юмором, а точнее — троллингом, заставлявшим многие умы планеты бессмысленно потрясать кулаками воздух в то время, как главный виновник споров и неразберих желчно посмеивался в свои густые усы.

3. Черный юмор в русской литературе

-3

В отечественной литературе синтез ужасного и смешного также имеет место быть, и пальму первенства следует отдать едва не ли не самому таинственному и загадочному русскому писателю – Николаю Васильевичу Гоголю, про которого режиссер Эмир Кустурица в одном из своих интервью сказал: «Гоголь — первый человек, который создал черный юмор в славянском мире». Многие еще со школьной скамьи помнят, как в "Ночи перед Рождеством" бедолага-черт прятался у любовницы-ведьмы в мешке, а потом вынужден был тащить на своей спине здорового деревенского кузнеца Вакулу до самого Петербурга. Такое вот легкое, непринужденное обращение с дьявольщиной, в то время еще немало терзавшей впечатлительные умы и сердца простодушных крестьян, возымело немалый эффект, поскольку в нашей стране доселе никто особенно не обращался к теме нечистой силы или, по крайней мере, не был так точен и красочен. Ведь Гоголь не просто вывел на сцену вурдалаков, осветив их комизмом и сатирой, но черпал вдохновение в фольклоре, отчего его чудовища не были простым заимствованием чужой культуры, а являлись одновременно самобытными, естественными и интересными. Иначе говоря — актуальными и понятными.

4. Черный юмор в кино

-4

Помимо литературы, черный юмор прочно засел в кинематографе. Выражается он, как правило, в криминальных комедиях и комедиях ужасов. К первым традиционно относят творения Гая Ричи и Квентина Тарантино, фильмы которых полны крови, ругани, а также насмешек над тем, что, по сути, смешным быть не может: смерть, пытки и убийства. Этот, свежий взгляд на, казалось бы, неприкосновенные темы, лишь усиливает ощущение абсурда, а, значит, делает кино смешнее, чем и объясняется популярность подобных произведений, хотя их поклонники, зачастую, в жизни не сделали ничего не то что преступного, но хотя бы мало-мальски хулиганистого.

В отличие от криминальной комедии, все же имеющей социальную подоплеку, комедии ужасов, в большинстве своем, не занимаются общественными проблемами, они зациклены на кино как таковом, и главная цель страшной комедии – высмеять штампы и общепринятые ходы, заставить авторов искать новые пути решения конфликта, а не идти проторенной дорогой.

Пожалуй, ярчайшим примером является «Очень страшное кино», вдоволь поглумившееся над ненужным пафосом и банальностью многих ужастиков. К сожалению, последние продолжения этого фильма напрочь лишились главной идеи и превратились в обычное кривляние, которое уже само по себе заслуживает беспощадной пародии.

6. Черный юмор в нашей жизни

-5

Но не одними кино и литературой ограничился черный юмор. Он закрепился едва ли не во всех сторонах человеческой деятельности, и вот что интересно: чем больше общество развивалось, тем меньше становилось табуированных тем. Соответственно, черный юмор набирал обороты, и в наше время он уже практически стал культом – быть циничным значит быть модным и успешным – так сложилось в сознании многих-многих людей.

Подытоживая, хочется напоследок отметить чрезвычайную важность черного юмора, который появился не потому, что кто-то слишком зол и груб, но потому, что быть злым и грубым иногда просто необходимо. Черный юмор, со свойственными ему резкостью, точностью, бескомпромиссностью, решал и решает огромное количество проблем, погребенных под ложью, лицемерием, глупостью и чрезмерной наивностью.

Иначе говоря, без умения смеяться там, где надо плакать, человечество пришлось бы крайне трудновато.

На этом все. Как относитесь к черному юмору вы? Пишите в комментариях.

Также, напоследок, рекомендуем наши подкасты на Яндекс. Музыке.

До новых встреч!