Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Иванович Глинка… Два классика отечественной культуры. По выражению историка искусств В. В. Стасова: «Оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке». Но не только новаторство в творчестве объединяет наших прославленных классиков. Помните…
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье
Как гений чистой красоты…
Знакомые всем со школьной скамьи строки Пушкина. Объект посвящения также известен: Анна Петровна Керн, известная красавица тех лет и несчастная жена бравого генерала. Надо же было такому случиться, что спустя десятилетия уже композитор, положив стихи на музыку, делает своё посвящение. И главное – кому?..
Романс на пушкинские стихи появился, когда тридцатипятилетний Глинка безумно влюбился в юную девушку. Возлюбленной композитора стала Екатерина Керн, дочь той самой Анны Петровны. К сожалению, любовь была долгой, мучительной для обоих и счастья не принесла…
Когда-то, узнав о сложных взаимоотношениях композитора и юной воспитанницы Смольного института Екатерины Керн, открыла для себя Глинку, как простого человека, который любил, страдал, совершал ошибки, был слаб и не всегда прав…
Уже точно не помню, но, скорее всего, тогда и появился очередной пунктик в моём списке путешествий - Новоспасское. Это родовая усадьба Михаила Ивановича Глинки, в которой прошли первые двенадцать лет жизни композитора. Здесь он родился, провёл детские и отроческие годы, получил своё первое образование, отсюда уехал учиться в Петербург…
Поместье Новоспасское удалено от Смоленска, придётся преодолеть порядка 130 км.
- Адрес: деревня Новоспасское Ельнинского района
- Музей открыт ежедневно с 10.00 до 17.00
- Касса закрывается на 30 минут раньше
- Выходной день – понедельник
- Санитарный день - последняя среда месяца
- Стоимость входного билета для взрослого без льгот – 170 рублей
Музей в Новоспасском – единственный мемориальный музей прославленного композитора. Правда, нынешний дом не помнит ни Михаила Ивановича, ни других членов семейства Глинок. У поместья довольно необычная история.
В XVII веке предки композитора Глинки поселились на берегу реки Десна рядом с деревней Шатьково. Село при усадьбе долгое время именовалось Спасское по часовне Преображения Спаса, которая стояла на родовом кладбище Глинок. Каменная Тихвинская церковь была выстроена дедом будущего композитора - Николаем Алексеевичем Глинкой. Храм освятили в 1786 г., село с тех пор стало именоваться Новоспасским.
Во времена, когда Новоспасским владел дед композитора, усадьба была небольшая: несколько строений, плодовый сад и пруд. Дом деда, в котором появился на свет мальчик, не сохранился.
Новый дом Глинок был построен отцом композитора Иваном Николаевичем в период между 1810-1814 г.г. Точных данных, когда именно он появился, нет. Возможно, случилось это сразу после войны 1812 года. По крайней мере, есть сведения, что Новоспасское не избежало нападения французов в Отечественную войну, усадьба была разграблена и сожжена (мальчику было тогда восемь лет).
Понадобилось три года, чтобы возродить поместье. В огромном саду появились каскады и островки с причудливыми мостиками, были обустроены фонтаны.
Дом, выстроенный отцом Глинки, был прекрасным, «роскошь была во всём». Позже сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала: «Всё было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних».
К сожалению, и этот усадебный дом не уцелел. И вовсе не революционные годы (а это первое, что приходит на ум) стали тому виной. После смерти композитора и его ближайших родственников имение в Новоспасском было продано некому купцу Рыбакову. Новые владельцы дом разобрали и перевезли в подмосковную Коломну. По одним сведениям, материал дома использовали при строительстве казарм, по другим, дом простоял на новом месте три года, потом погиб в огне пожара.
Решение возродить к жизни усадьбу композитора возникло в 70-е годы прошлого века. На старом каменном фундаменте по сохранившемуся рисунку и воспоминаниям родственников композитора был восстановлен усадебный дом. Домом не ограничились, воссоздали гостевой флигель, каретный сарай, людскую избу, кухню-пекарню. Возродили парк, в котором вновь появились каскады прудов, беседки, разбили фруктовый сад. В мае 1982 г. открыли музей.
Дом огромный, в нём 27 комнат, большинство из них открыто для посетителей. На первом этаже расположены гостевые спальни и покои хозяев, а также парадные комнаты. Надо заметить, что мемориальных предметов в музейной усадьбе буквально единицы, большая часть экспонатов - подлинные предметы эпохи.
Более того, интерьеры комнат воссоздавались, как типовые того времени. Например, каких-либо указаний на убранство спальни матери Глинки нет ни в письмах самого композитора, ни в воспоминаниях его сестры. Хозяйка дома Евгения Андреевна, которая после смерти мужа сама управляла имением, свои письма детям подписывала «ваша усердная мать». Говорят, она много читала, любила музыку, ухаживала за садом и цветами, любила уют.
Рядом с гостевыми спальнями располагалась диванная, которая открывала анфиладу парадных комнат дома. Глинки называли диванную «говорильня», комната служила местом отдыха и встреч гостей.
По старым описям следует, что в доме было «печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16». Воссозданная печь облицована изразцами по найденному подлиннику, который обнаружили в 1976 г. при раскопках фундамента дома.
Убранство гостиной, служившей для официального приёма гостей, типично для той эпохи. В интерьере представлены мебель и живописные полотна XIX века.
В парадной зале устраивались балы, для гостей играл крепостной оркестр. Интерьер воссоздан по сохранившемуся рисунку современницы Глинок – Е.К. Врангель. Композитор вспоминал: «Это была наша любимая комната; сёстры, матушка, жена, одним словом, вся семья там копошилась…» Летом 1835 г. Михаил Иванович работал в этой комнате над оперой «Иван Сусанин».
В столовой обедала как семья Глинок, так и многочисленные гости. По воспоминаниям сестры Людмилы «детей в праздники обыкновенно за общие столы не помещали». Стол сервирован сервизом, который был изготовлен киевскими мастерами по заказу матушки композитора.
Замыкает анфиладу парадных комнат бильярдная, обязательная для усадебных домов того времени.
Иван Николаевич Глинка, отец композитора, не только построил новый роскошный дом и обустроил имение, но и развернул предпринимательскую деятельность. Он выстроил конный, кирпичный, винокуренный заводы, сукновальню и фетровую мастерскую. В усадьбе были теплицы и оранжерея из пяти отделений, виноградники, пасека. После смерти И.Н. Глинки Новоспасское осталось в цветущем состоянии.
Кабинет хозяина усадьбы обставлен мебелью эпохи. Известно, что керосиновая лампа на столе из дома Глинок. Раньше при кабинете была секретарская, которая служила местом деловых приёмов. Кроме того, в ней дежурил камердинер, как в часы приёма, так и в ночное время.
На второй этаж дома, где находились детские спальни, классная комната, комнаты композитора, ведут две лестницы.
Комната, в которой при Глинках была детская и классная, в нынешнее время имеет современное убранство. Это зал для прослушивания музыки, где проводятся концерты, спектакли, различные мероприятия. Надо заметить, что фортепиано стояло здесь и в годы, когда дети из семейства Глинок были маленькие. Они занимались музыкой с гувернанткой Варварой Фёдоровной Кламмер, которая приехала в усадьбу из Петербурга.
Комната композитора была и спальней, и рабочим кабинетом. Здесь он работал над отдельными фрагментами своих опер, фортепианными и оркестровыми произведениями, писал романсы.
В кабинете находятся книжный шкаф и два кресла из дома Глинок, дорожный набор и бинокль композитора, часы-картина, которые, как говорят, Михаил Иванович привёз в подарок матушке.
Самая удивительная комната дома – птичья. Везде, где композитор жил: в Петербурге и Польше, Германии и Франции, Италии и Испании, у него были «птичьи заведения». Сам Глинка так объяснял своё увлечение птицами: «…птички наводили меня на новые сочинения: мне довольно одного чириканья какой-нибудь птички, чтоб создать из этого целую музыкальную фантазию».
У Глинки в комнате для птиц, средь растений из оранжерей обитали разные пернатые, среди которых были варакушки, ольшанки, черноголовки, малиновки и даже соловей. Как вспоминала сестра: «Все они летали на свободе по комнате, в которой для брата была поставлена кушетка; он часто лежал на ней и прислушивался к их щебетанию и пению». Сейчас в птичьей комнате живут канарейки.
Последние две комнаты примирили меня с Новоспасским. В комнатах первого этажа сведений о композиторе мне не хватило. На мой взгляд, рассказ идёт больше о бытовании одной из многих дворянских усадеб, расположенных вдали от столицы. Возможно, для полноты впечатлений необходим рассказ экскурсовода, мы гуляли по усадьбе самостоятельно.
Не буду ничего советовать. Постаралась показать, рассказать, каждый решит сам – ехать или нет, гулять самим или с экскурсоводом. Но по парку погулять стоит однозначно.
Данная заметка из серии о сентябрьском путешествии 2020 года по Смоленщине. В планах рассказ о Вязьме, Смоленске и окрестностях. В следующий раз будет обзорный пост о смоленских усадьбах, которые посмотрели во время путешествия.
Буду рада новым подписчикам. Присоединяйтесь к моему каналу.
Для любителей «ездить в гости» небольшая подборка мемориальных музеев и усадеб.
На родине Есенина. Село Константиново
Гатчинский дворец: личные комнаты Николая I
Рязань. «Дом-крошка» физиолога Павлова
Москва. Мемориальный музей-мастерская скульптора Конёнкова
Москва. Дом тургеневской эпохи