Побывала я в феврале в уникальном месте в Текие дервишей в городе Евпатория. А уникален этот храм или обитель дервишей тем, что в мире их сохранилось только три: одно текие в Конья (это Турция), и еще одно в Каире. Тарикаты разные и учения, вернее пути к Богу различаются, в Евпатории находится именно орден суфиев Мевлеви, который был основан в Турции.
В его основе лежит учение и культ персидского поэта и мистика маулана Джалал ад-Дина Руми.
В тарикате Мевлеви особое значение придаётся музыке, пению и танцам во время радений (сама) и коллективного зикра, отсюда оно известно, как «братство вертящихся дервишей».
Текие до сих пор действующее и сюда раз в год тайно приезжают паломники. Гид мне сказал, что в апреле, но в самом текие экскурсовод сказал, что в августе. Но это не важно, так как вас все равно на коллективный зикр не пустят, это тайное учение. А то, что показывают туристам в Турции и Евпатории – это хорошее выступление артистов.
Но больше всего меня удивило что крымский суффизм возглавляет женщина-дервиш Альфия ханум Яшлавская. Татарка по национальности из княжеского рода (её предки были министрами иностранных дел в правительстве Крымского ханства), Алифе-ханум выросла в детском доме, и была депортирована в 1944 году из Евпатории в Среднюю Азию. По образованию Альфия кандидат социологических наук, историк, в молодости увлекалась парашютным спортом, совершила около ста прыжков. В 1990 году посетила родную для себя Евпаторию и обнаружила сохранившийся храм текие дервишей и решила посвятить свою жизнь сохранению храмового комплекса. Её усилиями недавний военный склад получил статус Национального историко-архитектурного памятника XV-XVII веков — ансамбля «Текие-дервиш».
Три года подряд Альфия-ханум ездила в Конью, суфийскую столицу мира, и в 2010 году прошла там посвящение в орден Мевлеви. Позже на Кипре она получила второе посвящение — суфийского ордена Накшбанди, его могила находится в Узбекистане.
Альфия ханум совершает подвижничество, ей уже за 70, а она прошла пешком 215 км, без денег и еды, поскольку таковы, по ее словам, условия аскеза, и посвятила свое странствие приближающемуся священному месяцу Рамадан.
История ислама знает немало удивительных женщин. В общемировой религиозной истории, в духовных исканиях человечества и в частности в Исламе была знаменитая женщина суфий, женщина богослов - Рабийя аль-Адабийя.
Есть предание, что как-то раз Хасан гостил у Рабийи. Утром, для молитвы, ему понадобился святой Коран. Он в спешке не захватил своего, полагая, что у Рабийи должен несомненно быть Коран в доме и этого довольно.
Он попросил и Рабийя подала ему свой. Он раскрыл его и был шокирован, потому что Рабийя сделала много пометок и исправлений в святом Коране. О, ужас! Для любого религиозного человека, любого фундаменталиста, не может быть ничего более святотатственного, как подправки в святой и божественной книге.
Мусульмане говорят, что есть только один Бог, только один пророк — Мухаммед — и одно святое писание — Коран. А эта старая женщина, Рабийя, делает исправления — она даже убрала несколько строк полностью!
Хасан сказал: «Рабийя, Рабийя, слушай, мне кажется, кто-то испортил твою книгу». Рабийя смеясь ответила: «Никто не портил мою книгу. Я просто исправила ee.
Хасан сказал: «Не понимаю. Я всегда считал тебя великой, религиозной женщиной. Женщиной веры, праведности, благочестия. Не могу представить себе, что ты способна сделать подобную вещь».
Она ответила: «Мне пришлось сделать это. Вот взгляни на то, что я оттуда вычеркнула!» Вычеркнутое предложение в Коране было таким: «Когда видишь дьявола, возненавидь его». И она вычеркнула это – несоответствующее миру.
Рабийя еще сказала: «С тех пор как я испытала и познала свою сокровенную сущность, у меня не осталось никакой ненависти. Ничто, в принципе, не может меня раздражать. Даже если дьявол встанет передо мной, мне нечего предложить ему, кроме любви. Посему я должна исправить Коран, это же моя книга; она должна соответствовать моему опыту!...»
Я не потерплю в своей книге ничего такого, что противоречит моему собственному опыту богопознания! Аллах есть великий, милостивый и милоседный Бог».
Об этой женщине ходят невероятные легенды.
Но я продолжу рассказ о женщинах суфиях современного мира.
Одна из них Мария Габриела Возиен. Родоначальница возрождения забытой и почти исчезнувшей традиции медитативного сакрального танца. Габриелла родилась во время второй мировой войны в Берлине. Ее отец известный немецкий хореограф-балетмейстер Бернард Возиен (1908-1986). Возиен стал настоящим новатором - он собирал и исследовал традиции древнего танца, христианские танцы молитвы, танцы стихий и сил природы. В 1976 г. основал в Шотландии духовный центр Финдхорн, задачей которого стало сохранение и распространение традиции восточного и западного сакрального танца по всему миру. Под влиянием отца Габриела очень рано начала изучать внутренние, духовные аспекты искусства и танца, а впоследствии помогала в его исследовательской работе и постановках.
В 1960 г. Габриела знакомится с суфизмом и практикой вращения, сакральным танцем суфиев. Начала обучение в Лондоне, а затем продолжила его в Турции. Габриелла с 1965 года является членом ордена Мевлеви. Обучение в ордене продолжается и по сей день. Габриэлла проводит семинары по сакральному танцу и суфийским вращениям по всему миру.
Именно Габриела привозит учеников в текие дервишей в Евпатории.
Габриеле Возиен изучала русский язык и литературу в Лондонском университете (Школа славянских и восточно-европейских исследований), в 1969 году получила степень доктора философии за диссертацию на тему «Русская народная сказка» (университеты Лондона и Санкт-Петербурга).
Так, что суфийское учение все еще живо в его сакральном танце и мудрости старинных притч.