Случались ли Психические атаки в годы Второй мировой?
Явление это, известное по знаменитому фильму о Гражданской войне, может быть воспринято и как трагическое, и как героическое – смотря из какого «окопа» смотреть.
В большей мере все же – трагическое. Одни солдаты в полный рост идут на неминуемую смерть, а другие через несколько минут их перестреляют, как бумажные мишени, смешав с кровавой землей – пулеметами, снарядами, картечью… Любая смерть беспощадна, иногда – бессмысленна. Психическая атака – из этого ряда.
В реальности, конечно, не так все однозначно. Ведь речь идет о ситуации, когда противоборствующие солдаты все равно должны убивать друг друга, не тем так другим способом. Мы не станем хладнокровно анализировать, какие из этих атак были вызваны отчаянием одной из сторон, либо наоборот, самоуверенностью, либо (и этому есть подтверждения) – эффектом спиртного. Потому что на войне – как на войне.
Но мог ли на самом деле иметь место такой способ наступления во времена не Гражданской, а Второй мировой?
Самое яркое и подробное описание отражения психической атаки при обороне Севастополя составил писатель Карпов в романе «Полководец». Заметим, что там описывается судьба Чапаевской дивизии (впоследствии в полном составе погибшей), и генерал Петров в тексте повествования повторяет чапаевскую фразу «Красиво идут».
Вымышленность многих обстоятельств в романе Карпова известна читателям, но все же факт наступлений врага, получавших в отчетах название психических атак, имел место в истории Великой Отечественной. По крайней мере, я встречал такие упоминания в описаниях боев с румынскими союзниками Гитлера.
А сейчас, при составлении страниц биографий воинов-евреев, встретил упоминание о психической атаке в официальном документе – Наградном листе полкового инженера Абрама Лейбовича Блехера. В описании его личных боевых заслуг в представлении на орден Красного Знамени (вручен орден Отечественной войны 1 ст.) говорится:
«11 апреля 1944 года руководя переправой через р.Днестр, он быстро и умело изыскал переправочные средства, умело организовал переправу наших подразделений на правый берег Днестра, что дало возможность своевременно нанести противнику сильный удар и откатить его назад. В дальнейших наступательных боях он лично руководил устройством сооружений на переднем крае, давших возможность 16 апреля 1944 года нашим подразделениям отбить 2 психических контратаки противника, посеять среди него панику и растерянность, нанести большой урон в живой силе и технике без потерь для наших подразделений».
Вскоре за бои на правом берегу Днестра Абрам Лейбович был удостоен высокой награды – ордена Александра Невского. В описании подвига – удивительные для должности полкового инженера строки:
«…тов. Бляхер, руководя своим саперным подразделением, отразил контратаку противника, уничтожив из личного своего оружия в этом бою до 17 немецких солдат».