Найти в Дзене
Алтес

Как продать машину и вложить деньги, чтобы они работали

Оглавление

Теперь езжу на каршеринговом Рено и считаю прибыль

Летом 2019 года я продал машину. Вырученные деньги вложил в ОФЗ и американские акции.

Раньше я каждый месяц составлял бюджет и со скрипом добавлял расходы на автомобиль. За 2018 год я потратил на него 123 758 Р. Больше ушло только на еду и образование детей.

В 2019 году я принял решение отказаться от личного автомобиля и пользоваться альтернативными способами передвижения: каршерингом, такси, общественным транспортом. Расскажу, как я посчитал рентабельность машины и как решаю транспортные вопросы после ее продажи.

Почему я решил продать машину

Я активно езжу за рулем с 2005 года. Каждую следующую машину покупал дороже предыдущей: считала, что это статусно и что жить без машины невозможно. А если кто-то ездит на метро или такси, так это потому, что ему не хватает денег на авто.

В 2014 году я поменял предыдущую машину на годовалый красный Мерседес В-180. Он стоил 900 000 Р, и за ним пришлось ехать в Москву. В Санкт-Петербурге таких хороших предложений не было. Это была моя седьмая машина.

Я каждый день ездил на автомобиле на работу, раз в неделю в супермаркет и 2—3 раза в неделю возила детей на кружки. Несколько раз в год мы ездили отдыхать в Финляндию, Беларусь, Прибалтику, Карелию и по Ленинградской области. Дачи у нас нет.

Три года назад я начал работать удаленно из дома, поэтому ежедневные поездки на машине прекратились. Потом стал заказывать продукты с доставкой, а за хлебом и молоком ходить в соседний магазин. Машина стала нужна только для поездок с детьми и развлечений. В 2018—2019 годах я ездила на ней 2—3 раза в неделю, но тратил на нее не меньше, чем раньше. Мне это не нравилось.

В пешей доступности от нашего дома есть большие торговые центры и кинотеатры. До большого парка, где можно погулять, — 4 км, до ближайшего метро — 2,5 км. В хорошую погоду можно везде ходить пешком, в плохую гулять все равно не пойдешь, а до метро можно доехать и на маршрутке. Я стал относиться к машине как к пассиву, который ест деньги. Так я понял: машина не нужна.

Это моя последняя машина — Мерседес В-180. 122 л. с. с пробегом 18 000 км
Это моя последняя машина — Мерседес В-180. 122 л. с. с пробегом 18 000 км

Сколько я тратил на машину

За 2018 год я потратил на автомобиль 123 758 Р, за 2017 год — 127 282 Р, за 2016 год — 210 290 Р. Суммы за предыдущие годы не сохранились — не считал.

Вот на что уходили деньги в 2018 году.

ТО и текущее обслуживание — 15 150 Р. Первые несколько ТО я проходил у официального дилера. Потом нашла частных умельцев, поэтому в 2018 году за ТО заплатил 11 200 Р. За мойку, замену лампочки и ремонт проколотых колес — еще 3950 Р.

Бензин — 12 512 Р. Когда мы ездили за город с друзьями на моей машине, расходы на бензин делили поровну. По городу одна я ездила редко, поэтому на бензин много не тратил.

Колеса и хранение — 23 491 Р. В апреле пришлось купить летнюю резину за 18 415 Р. Шиномонтаж при покупке колес сделали бесплатно. Колеса я сдаю на хранение, чтобы не таскать их на себе и не возить в багажнике. Хранение и второй шиномонтаж стоили 5076 Р.

ОСАГО и налоги — 11 215 Р. Так как я много лет езжу без аварий, полис ОСАГО стоил 6945 Р. Транспортный налог обошелся в 4270 Р.

Паркинг — 54 000 Р. Чтобы спокойно приезжать и уезжать, я арендовал паркинг около дома за 4500 Р в месяц. Конечно, паркинг относится к необязательным расходам, но я решил, что буду платить за свое спокойствие и сохранность машины.

Иначе, если выезжать из дома вечером, по возвращении негде поставить машину: все ближайшие дворы заняты.

Я живу в 27-этажном доме в спальном районе Санкт-Петербурга. Парковаться у дома сложно. Машины бросают на любом свободном пятачке — иногда из-за них не может проехать мусоровоз. Зимой все ухудшается: люди оставляют свои машины без движения на все время, пока лежит снег
Я живу в 27-этажном доме в спальном районе Санкт-Петербурга. Парковаться у дома сложно. Машины бросают на любом свободном пятачке — иногда из-за них не может проехать мусоровоз. Зимой все ухудшается: люди оставляют свои машины без движения на все время, пока лежит снег
Во дворе есть платные паркинги — на фото такой слева. Перед трехэтажным зданием платная огороженная парковка, но желающих платить немного. Днем ситуация с бесплатной парковкой у дома получше, а вечером запарковаться невозможно
Во дворе есть платные паркинги — на фото такой слева. Перед трехэтажным зданием платная огороженная парковка, но желающих платить немного. Днем ситуация с бесплатной парковкой у дома получше, а вечером запарковаться невозможно

Дополнительные платежи — 7390 Р. В декабре у меня заканчивались права. Пришлось пройти медкомиссию за 2500 Р и уплатить госпошлину 1400 Р, чтобы получить новые.

Еще я заплатил в общей сложности 1100 Р дорожных сборов, поскольку иногда пользовалась платным Западным скоростным диаметром — ЗСД. Летом после двух проколотых колес купила электрический насос за 1570 Р. На платные парковки в центре города потратил еще 820 Р.

Все траты я фиксирую в приложении. По нему видно, что каждый месяц в 2018 году я тратил в среднем 10 313 Р. Причем большая часть — это траты на парковку
Все траты я фиксирую в приложении. По нему видно, что каждый месяц в 2018 году я тратил в среднем 10 313 Р. Причем большая часть — это траты на парковку
За 2017 год расходы на автомобиль похожие
За 2017 год расходы на автомобиль похожие

Насколько подешевела моя машина

Амортизацию — износ машины — можно посчитать разными способами, например по сроку эксплуатации. Можно взять классификацию основных средств для расчета амортизации, которую часто применяют бухгалтеры. По этой классификации легковые автомобили относятся к третьему классу со сроком эксплуатации 3—5 лет, но автомобили высшего класса могут эксплуатироваться и более долгий период.

Я не бухгалтер, поэтому увеличил срок эксплуатации до 15 лет — в России на машинах ездят и дольше.

Я купил свой Мерседес В-180 с пробегом 18 000 км за 900 000 Р в марте 2014 года. Я не буду считать коврики, колеса и другие траты, поскольку заложил все это в текущие расходы. Сначала посчитал, насколько машина дешевеет в год:

100% / 15 лет = 6,6%

Я ездил 5,4 года. Вот сколько за это время машина потерял в стоимости:

6,6% × 5,4 года = 36%

Если из 900 000 Р вычесть 36%, получится 576 000 Р — такова была быстоимость моей машины с учетом очень грубой амортизации.

В 2019 году я стал смотреть, за сколько смогу продать машину на рынке. Пробег на тот момент был около 70 000 км. Машины такого класса и года выпуска, как у меня, на автомобильных сайтах стоили в среднем 600—800 тысяч.

Мне удалось продать машину за 570 тысяч, поскольку она побывала в небольшой аварии и я продавал ее через салон, а не сам.

Такие предложения есть на «Авто-ру» сейчас. Когда я продавал машину, цены были немного ниже
Такие предложения есть на «Авто-ру» сейчас. Когда я продавал машину, цены были немного ниже
Возможно, машину можно было продать дороже, но я попал в небольшую аварию
Возможно, машину можно было продать дороже, но я попал в небольшую аварию
И хотя машину восстановили, это отразилось на стоимости
И хотя машину восстановили, это отразилось на стоимости

Теперь посчитаю амортизацию моей машины исходя из цены, за которую ее продал. Для этого надо сначала из цены продажи вычесть цену покупки, а потом разделить на количество лет владения. Вот что получилось в моем случае:

(570 000 Р − 900 000 Р) / 5,4 года = −61 111 Р ежегодно

То есть в первый год машина подешевела на 6,8%, а дальше дешевела еще быстрее, потому что продажная цена сокращалась.

Я не задумывался, насколько дешевеет машина, до тех пор, пока не решила ее продать. Возможно, моя машина дешевела чуть быстрее из-за красного цвета, отсутствия ксеноновых фар и тканевого салона. Продавцы в автосалоне объяснили, что красный цвет слишком женский, без ксеноновых фар сложно ездить по трассе, а тканевый салон сильно пачкается.

Как я посчитал рентабельность машины

Когда траты на машину начали меня тревожить, я решил подсчитать, во сколько мне обойдутся поездки на такси и каршеринге. Маршрутки я не рассматривал, поскольку мне не хотелось настолько лишаться комфорта и ездить на них с детьми.

Я насчитал, что такси и каршеринг обойдутся мне в 66 000 Р в год — почти в два раза меньше, чем годовые затраты на машину. И это я еще не учитывал, что кружков у детей летом нет.

Примерные ежемесячные траты на такси и каршеринг — 5500 Р

-10

Мой расчет показался мне чересчур оптимистичным. Например, ситуация может измениться, если мне понадобится поехать за город. Или количество кружков у детей увеличится, поэтому придется пользоваться такси и каршерингом чаще.

Для большей реалистичности я увеличила возможные расходы на транспорт до 80 000 Р в год, но даже эта цифра оказалась меньше, чем затраты на машину. Кроме того, я была бы свободен от забот и мог в любое время выпить бокал вина.

Уже на данном этапе можно было принять решение о продаже. Но я хотел сравнить расходы на такси и каршеринг с доходами, которые мог получить, если бы вложил деньги с продажи машины в бумаги на бирже.

Как я посчитал возможные доходы на бирже

Чтобы расчет был достоверным, я ориентировалась на доходность облигаций федерального займа — ОФЗ. Вложения в ОФЗ считаются практически безрисковыми: я даю государству в долг, и оно с максимальной вероятностью вернет мне эти деньги с процентами.

Доходность по ОФЗ на момент расчета была около 7% годовых. Выше, чем по депозиту, но ниже, чем если вкладываться в более рискованные инструменты: акции, паи или корпоративные облигации. Держатели ОФЗ регулярно получают процентный доход — купоны. Их можно тратить или снова инвестировать.

Все данные я свел в таблицу. На случай, если мне покажется мало 80 000 Р в год на такси и каршеринг, я рассчитал второй сценарий, где эти расходы умножались на два — до 160 000 Р. Хотя я сомневаюсь, что за год потрачу столько денег на транспорт.

-11

Так выглядит моя таблица рентабельности машины. На ее основе я сделал калькулятор рентабельности

В таблице я учитываю амортизацию машины и сложные инвестиционные проценты. Сложные проценты — это проценты на проценты. Еще сложные проценты называют капитализацией.

Например, если вложить 50 000 Р под 10% годовых на два года с капитализацией процентов, итоговая сумма составит: 50 000 Р × 1,1 × 1,1 = 60 500 Р. А если 50 000 Р вложены под 10% годовых на два года без капитализации: 50 000 Р + 50 000 Р × 0,1 + 50 000 Р × 0,1 = 60 000 Р.

Такую диаграмму я построила для визуализации таблицы
Такую диаграмму я построила для визуализации таблицы

Если тратить на транспорт не больше 80 000 Р, то разница между зеленой и красной линиями — моя денежная выгода от продажи машины. С каждым годом разница между реальной стоимостью машины и инвестиционным доходом растет.

Собака зарыта в деталях

Недавно я разговорился с таксистом о том, выгодно ли иметь машину. Он купил подруге авто, чтобы она ездила в институт. Посчитал, что за три года она потратит на такси 550 000 Р из расчета 500 Р в день:

500 Р × 365 × 3 = 547 500 Р

Я нашел ошибку в его расчетах. Вряд ли подруга будет ездить в институт 365 дней. В 2019 году 247 рабочих дней, из них еще надо вычесть каникулы. Точное количество дней каникул у студентов посчитать сложно из-за экзаменов и пересдач, поэтому я вычла 28 дней отпуска. В итоге получилось всего 219 дней. Учебных дней еще меньше, чем рабочих:

500 Р × 219 × 3 = 328 500 Р

Это на треть меньше 550 000 Р. Вот почему так важно считать внимательно.

У меня получалось, что, если моя машина в 2021 году с учетом всех расходов и амортизации может стоить всего 390 000 Р, ее надо срочно продавать, а деньги инвестировать. Так я перестану терять, а начну сохранять то, что осталось от 900 000 Р, за которые я изначально ее купил.

Как я продавал машину

Несмотря на расчеты и явную выгоду, продать автомобиль было мучительно сложно: для меня это не просто железо. Еще я консерватор и мне трудно выйти из зоны комфорта.

Окончательно к продаже меня подтолкнула авария, в которую мы попали по вине пьяного водителя Нивы. У Нивы слегка помялся номерной знак, а мне выправляли дверь багажника, крыло и меняли бампер. Весь ремонт с заказом запчастей и работами длился три месяца, его оплачивала страховая компания. Пока машины не было, я морально готовился ее продавать.

Мне не хотелось самому заниматься продажей. Подумал, что будет лучше отдать ее в салон, получить деньги на карту и ни о чем не думать. Посмотрела порядок цен на «Авто-ру» и решил, что для справедливой оценки надо получить как минимум три предложения от разных салонов.

Сarprice. Было интересно, как происходит аукцион за машину и насколько хорошую цену предложат в итоге. Я записался на осмотр через интернет, мне перезвонили и подтвердили запись. Потом я получила еще 3 или 4 смс, это было навязчиво.

Сначала машину осмотрели и сфотографировали, потом начался интернет-аукцион. Я видела не цену, а только повышение ставок. Выглядело это так: +1000 Р из Оренбурга, +1000 Р из Перми. Аукцион длился 20 минут, а ставок было больше ста. В итоге мне предложили 510 000 Р.

«Рольф». Этот салон находится близко к моему дому. Я записался на предварительный кузовной осмотр. По телефону менеджер сказал, что я могу ориентироваться на 600 000 Р, но при осмотре на подъемнике цену могут скорректировать.

Если не оставлять машину для продажи у них, осмотр на подъемнике платный. Это был второй салон, в котором я оценивала машину. Я собирался ехать еще в другой, поэтому поднимать машину и детально осматривать не стали. Цена так и осталась приблизительной.

«Авангард». Этот салон тоже близко к моему дому, здесь я делала ТО. Я записался на осмотр. Менеджер озвучил такую же предварительную сумму — 600 000 Р. Мне было понятно, что при осмотре эта цифра уменьшится, но было важно насколько. В итоге нашли трещину в бачке охлаждающей жидкости и повреждения в защите картера, поэтому предложили 570 000 Р. Я сочел это предложение справедливым.

Во всех трех салонах менеджеры с упоением рассказывали мне, какая у меня неходовая машина и как сложно будет ее продать. Но я вовремя вспоминал о своих планах получить три предложения и вежливо кивал.

Менеджеры «Рольфа» пытались со мной торговаться, повысив цену «Авангарда» на 20 000 Р. Но я беспокоилась о скрытых тратах. Например, что придется заплатить, чтобы снять машину с учета, или что деньги от этого салона будут идти дольше, чем ожидал. Поэтому остался в «Авангарде».

Осмотр и подписание договора продажи заняли два часа. В среду вечером я оставил машину в салоне. В пятницу днем получил деньги на карту. Прошло меньше двух недель с того момента, когда я окончательно принял решение продавать автомобиль.

Какие расходы я вернула

Часть расходов на машину после продажи я смог вернуть. Например, съездил в страховую, чтобы вернуть деньги за ОСАГО. В офисе страховой компании подписал заявление, отдала реквизиты карты и получил 2704,80 Р через два дня.

Еще я вернул деньги за паркинг, который оплачивала вперед. 2838 Рперечислили уже через неделю. В итоге на руках после продажи машины у меня было 575 542,80 Р.

Что я сделал с вырученными деньгами

550 000 Р я вложил в ОФЗ под 7,39% и в дивидендные американские акции с непредсказуемым доходом. Для гарантированной доходности около 7% надо было остановиться только на ОФЗ, но мне хотелось получить больше, поэтому я решил рискнуть. Результаты можно будет проверить через год.

Пока расклад такой:

  1. 204 930 Р — в ОФЗ. Предполагаемая доходность через год — 7,39%.
  2. 302 000 Р, или 4716 $, — в американские акции. Так как я выбрал недооцененные дивидендные акции, то хочу получить двузначную доходность.

Еще на брокерском счете у меня немного рублей, долларов и ETF на рынок Китая на оставшиеся деньги.

За три месяца, еще до выплаты купонов по ОФЗ, мой инвестиционный портфель увеличился на 41 003,50 Р — на 7,55%. Если прикинуть грубо, это 30,6% годовых. Но я не испытываю эйфорию, потому что за первый месяц портфель упал на 25 000 Р, а потом отрос.

Я не планирую трогать эти деньги как минимум три года, поэтому резко дергаться с продажей активов, скорее всего, не буду. Доходность счета меняется день ото дня. Поскольку я купил не только консервативные облигации, но и акции, могу по итогам года получить как прибыль, так и убыток.

Мой инвестиционный портфель на 28 октября 2019 года. Смотреть приятно, потому что почти все в прибыли
Мой инвестиционный портфель на 28 октября 2019 года. Смотреть приятно, потому что почти все в прибыли
А это мой инвестиционный портфель в начале ноября, прибыль слегка уменьшилась. С акциями всегда нестабильно
А это мой инвестиционный портфель в начале ноября, прибыль слегка уменьшилась. С акциями всегда нестабильно

Как я живу без машины

Я зарегистрировался в каршеринге. Он должен быть дешевле такси и удобнее, если ездить без пробок или по району. Кроме того, можно добавить страховку каско, чтобы уменьшить возможные расходы в случае аварии. В Санкт-Петербурге я нашел три каршеринговые фирмы, в которых можно зарегистрироваться онлайн.

«Яндекс-драйв». С ними я ездил 5 раз за август — сентябрь 2019 года, потратил 1451 Р. Больше половины этой суммы — поездка на Вольво XC60. Это был первый опыт пользования каршерингом, и мне безумно хотелось покататься на новой Вольво. Поэтому никакой рациональности в этой поездке не было. Дальше я исправился и вспомнил, что каршеринг нужен для экономии, а не для понтов.

Машины в «Яндекс-драйве» новые, с небольшим пробегом и автоматической коробкой передач. Прежде чем садиться за руль, есть пять минут на осмотр. Все повреждения надо сфотографировать и сразу отправить через приложение, чтобы потом не быть виноватым. Дважды я фотографировал царапины и повреждения.

Первую машину я долго искал во дворах и оплачивал время ожидания во время метаний. Потом намотал еще три круга по дворам в поисках выезда, а деньги в это время уже списывались. Пришел к выводу, что проще бронировать машины, которые стоят на дороге, а не во дворе.

Во второй раз предыдущий водитель припарковал машину в проезде так, что она мешала мусоровозу. Водитель мусоровоза решил, что это я был горе-парковщиком, и требовал, чтобы я немедленно освободила дорогу. За чужие промахи получать неприятно, поэтому я еще раз убедился, что надо выбирать каршеринговую машину на дороге, а не в узких дворовых проездах.

Во время последней поездки машина была такой чистой и аккуратной, что я расслабился. Но, как только тронулся, заметил, что нет зеркала заднего вида. Пришлось звонить в службу поддержки и присылать фотографии уже во время движения. Отсутствие заднего зеркала мне не помешало: я привык пользоваться боковыми.

Любые повреждения надо сфотографировать, чтобы потом не стать виноватым
Любые повреждения надо сфотографировать, чтобы потом не стать виноватым
В среднем поездка на каршеринговой машине обходилась не дороже 200 Р
В среднем поездка на каршеринговой машине обходилась не дороже 200 Р
Но были случаи, когда меня тянуло пошиковать на машинах типа Вольво и Мерседеса
Но были случаи, когда меня тянуло пошиковать на машинах типа Вольво и Мерседеса
Это машины «Яндекс-драйва» в Санкт-Петербурге. Большой плюс каршеринга лично для меня — контроль скоростного режима. На своей машине я часто превышал скорость
Это машины «Яндекс-драйва» в Санкт-Петербурге. Большой плюс каршеринга лично для меня — контроль скоростного режима. На своей машине я часто превышал скорость
Каршеринговые машины контролируют стиль вождения и нарушения. Если буду нарушать правила, сначала станут недоступны премиальные машины, а потом вообще любые
Каршеринговые машины контролируют стиль вождения и нарушения. Если буду нарушать правила, сначала станут недоступны премиальные машины, а потом вообще любые

«Делимобиль». С ними не ездил ни разу. Доступных машин там, где я живу, никогда нет.

YouDrive. Ездил 2 раза и потратила 151 Р: на первую поездку была скидка 50%. По ощущениям, машин меньше и они старее, чем в «Яндекс-драйве», но больше моделей на выбор. По цене примерно одинаково.

Во время первой поездки мне досталось Рено Каптур с разбитой фарой. Видимо, разбили ее давно: когда я открыл машину, сразу появилась информация, что фару фотографировать не надо. В этой же машине в держалке для кофе лежала размазанная слива. Было неприятно, но ехать это не мешало.

Каршеринговые машины не всегда есть в нужное время в удобном месте. В такие моменты я вызываю такси или еду на общественном транспорте. Если мне нужно попасть куда-то ко времени, я вызываю такси, потому что непонятно, будет каршеринговое авто поблизости или нет. Если погода хорошая и времени хватает, все-таки пытаюсь найти каршеринг.

Сколько теперь я трачу на транспорт

Раньше я учитывал в ежемесячном бюджете расходы на машину, теперь — расходы на транспорт. И меня радует, что в целом они уменьшились. Сожалений о продаже машины нет. Наоборот, периодически я радостно вспоминаю, что я не за рулем.

В сентябре я потратил на транспорт 927 Р: 410 Р на такси и 517 Рна каршеринг. На такси ездила дважды, на каршеринге — 4 раза. Все передвижения — внутри района.

В октябре я потратил 4009 Р: 1433 Р на такси и 2576 Р на каршеринг. На такси ездил 4 раза, на каршеринге — 6. Это были поездки на детские кружки, на концерт и в аэропорт. Любопытно, что такси и каршеринг до места, где у нас проходит кружок, стоят примерно одинаково — 388 и 385 Р.

От своего дома до аэропорта и обратно я съездил на каршеринговом авто по ЗСД за 901 Р. Когда летом ездил в аэропорт на такси, платила 1100 Р в одну сторону. Мы ехали через город, потому что я не хотел отдавать еще 300 Р за проезд по ЗСД. Каршеринг в этом случае был фантастически выгодной сделкой. В ноябре я еще раз съездил в аэропорт, но уже за 631 Р и снова через ЗСД, только проезд по которому стоит 600 Р.

В ноябре я потратил 3834 Р: 3323 Р на каршеринг, 315 Р на такси и 196 Р на автобус. На такси ездил один раз, на автобусе — 2 раза, а на каршеринге — 10 раз. Самая дорогая поездка была в аэропорт за 631 Р.

Я бы никогда не подумал, что мне понравится Рено после Мерседеса. Но Каптур — очень приятная машина: там есть навигатор, дистанционный прогрев, она высокая, ездит мягко и не тупит при разгоне
Я бы никогда не подумал, что мне понравится Рено после Мерседеса. Но Каптур — очень приятная машина: там есть навигатор, дистанционный прогрев, она высокая, ездит мягко и не тупит при разгоне
А главное, на ней очень выгодно ездить в аэропорт
А главное, на ней очень выгодно ездить в аэропорт

Запомнить

  1. Любая машина со временем дешевеет. Мой Мерседес за пять лет подешевел на 330 000 Р.
  2. Если посчитать все расходы на машину, можно понять, что она не всегда выгодна. У меня вышло, что я могу ездить на такси на 10 000 Р в месяц и не думать, что может спустить колесо или нужно залить жидкость в омыватель.
  3. Деньги от продажи машины выгоднее вложить, а не потратить. Даже на банковском вкладе они будут работать на вас. Еще лучше пройти курс по инвестициям и вложить вырученные деньги в ценные бумаги.
  4. Каршеринг не для брезгливых. А если на улице дождь или снег, бегать по дворам и искать каршеринговую машину неудобно.
  5. Такси эконом-класса стоит дешево, но придется полагаться на мастерство и опыт водителя и терпеть, если попался прокуренный салон.

Последовали бы примеру?