16 октября 2020 года не стало Андрея Владимировича Ткаченко. Художника, иконописца, моего брата. Ему было всего 52 года.
Даже не сведущему человеку понятно, что иконопись, роспись храма сложное и ответственное дело. Стоит только зайти в храм, поднять голову и посмотреть наверх. Высота, криволинейность поверхностей, большие размеры и определенные каноны изображения усложняют весь процесс росписи.
Ошибиться с пропорциями на высоте очень просто, а исправить потом практически невозможно. Работа на весу, на лестницах, на лесах требует постоянной осторожности и внимательности. Иконописцы как саперы ошибаются только один раз. После падения с высоты нет шансов выжить.
Сами леса должны быть особенными, ведь работа идет не только у самых стен, но и под куполом. От их прочности и устойчивости зависит производительность работы, жизнь и здоровье художников. Иногда только вера в божественное удерживает на немыслимой высоте иконописцев, тонкой кисточкой выписывающих детали.
Дорогие материалы, с которыми необходимо работать не дыша, иначе тончайшие лепестки золота просто разлетятся или сомнутся, тоже усложняют работу.
Но даже все эти технические и рабочие моменты не настолько важны, как моральное и духовное состояние, с которым можно расписывать храм. Там не получится просто зайти, взять кисть и начать писать.
Художники, которые работают на росписях храма, готовятся к этому моменту. Они постятся, причащаются, просят благословления, настраиваются на ответственную работу.
Все люди не идеальны, но во время, когда расписывается храм, а особенно когда пишутся лики, иконописцы стараются все привычки тщательно контролировать. Никакого алкоголя, сигарет и сквернословия. Иначе не напишется святой лик. Просто не получится.
Лики могут писать только единицы из иконописцев. Художники на росписи храма, как правило, работают большой командой. Одни занимаются альфрейными работами, другие пишут одежды и пейзажи. Кто-то пишет архитектурные элементы. И только один или два человека могут писать сам лик.
Ничего не получится, если не вкладывать свою душу, свою веру, если не быть честным перед богом и людьми. Ведь иконописцы делают не просто картины, они пишут лики бога, которому потом будут молиться люди. Без искренности и самоотдачи не получится.
Сама работа в храме, иконопись откладывает большой отпечаток на человека. Он так и остается с открытой и ранимой душой. Он иначе чувствует окружающий мир. Глаза святых, написанные им, не забываются. Тяжело возвращаться после работы в храме в реальный мир, далекий от идеала.
Я всегда с восхищением рассматривала работы своего брата Андрея. Мне кажется, я бы никогда не смогла так, даже умея рисовать.
Андрей Ткаченко расписал много храмов по всей России. Хотя он рано ушел из жизни, остались его иконы, росписи, храмы. Самара, Нижний Новгород, Дивеево. Надеюсь, что то, что он сделал, принесет пользу людям, поможет им общаться с богом и найти себя.
Я благодарна всей команде художников, особенно Анатолию Беляеву, Николаю Кикину, с кем работал мой брат, его друзьям. Они помогли мне лучше узнать его. Андрей был скромный человек и не любил много рассказывать. Многие моменты его жизни, так же как и его работы, я узнала уже после его смерти.
Теперь я знаю, что должна рассказать о своем брате и его творчестве, ценою в жизнь.