Найти тему
Банк работ студента

Эссе "Философия Лоренцо Валла"

Эпоха возрождения подарила миру большое количество талантливых людей, ценных мыслей и основополагающих идей, в том числе современного общества. Она охватила три века, с XIV до XVII, представляя собой переход от Средневековья к Новому времени, и оказала сильное влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Сам термин, «возрождение», или, как его ещё называют, «ренессанс» в той или иной мере известны каждому современному человеку.

Одним из наиболее известных и ярких философов того времени являлся итальянский гуманист Лоренцо Валла. Так как особое место в духовной жизни общества того времени принадлежало гуманизму, стоит упомянуть, что само понятие – «гуманизм», занимало особое место в духовной жизни эпохи Возрождения и имело несколько другой смысл в отличие от понятия современного, представляя собой «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа». Гуманистами тогда называли образованных людей, которые изучали такие гуманитарные науки как литература, риторика, история, этика, поэзия и другие.

Филология в том числе была для Лоренцо не просто предметом научных занятий, а полноценным научным инструментом его философских исследований. Именно благодаря этому инструменту ему и удалось дальше других философов продвинуться в анализе и понимании Библейских писаний, что позволило ему внести свой существенный вклад в переосмысление старого мировосприятия и переход к новому.

Одними из самых важных мыслей, содержащихся в произведении «О истинном и ложном благе», являются идеи этического учения и критики средневековой философии. Лоренцо не беспричинно считал нематериальные блага личности, реализацию её возможностей, а также саморазвитие основополагающими, или, как можно ещё выразиться, фундаментальными ценностями, которые и отражают духовно-нравственный потенциал общества.

Несмотря на то, что идеи эпикуреизма активно порицались духовным сообществом того времени, Лоренцо Валла старался обратить внимание социума именно на эту философию. И свою этическую концепцию Валла построил на её основе. Это особенно заметно в его основном произведении-размышлении – «О истинном и ложном благе», который описан автором в виде спора трёх людей-мнений: эпикурейца, христианина и стоика. Несмотря на то, что окончательно свою позицию Лоренцо Валла так и не определил, наиболее подробно всё же описана эпикурейская точка зрения, в которой наслаждение определяется им как высший уровень блага. Последнее характеризуется последователями как наслаждение жизнью, подразумевающее под собой отсутствие тревог, физической боли, а также избавление от страха смерти. Стоить отметить, что идеи философа «о наслаждении», прежде всего, касаются не столько плотских удовольствий, а, скорее, в гармонии телесной и духовной, которые, как автор сам считает, присущи каждому из нас и поэтому обязательны. Тем не менее, Валла чётко формулирует своё отношение к удовольствиям, говоря следующее:

«Нужно отметить, что хотя я говорил, что наслаждение или удовольствие есть всегда благо, но стремлюсь я все же не к наслаждению, а к Богу. Наслаждение есть любовь, и Бог дает это наслаждение»

Из этого высказывания можно сделать вывод, что, несмотря на стремление человека к земному, собственному благу, он должен также быть на правильном духовном пути, для того чтобы обрести благо возвышенное, небесное.

Особое мировоззрение, глубина мыслей, а также определённая свобода ума позволили герою настоящего эссе, Лоренцо Валла, сформулировать такие этические нормы, которые бы объединили людей и сделали бы личное «благо» каждого интересным другим.

Таким образом, Лоренцо Валла внёс весомый вклад в развитие средневекового мировоззрения и, в последствии, появление новоевропейской модели знания и самосознания.