Согласно теории Соломона, за отрицательными эмоциями следуют положительные эмоции, потому что нервная система стремится сбалансировать эмоции, то есть достичь оптимального уровня. Противоположная эмоция возникает медленнее и длится дольше, чем первоначальное состояние.
Чтобы проверить эту гипотезу, доктор Макаровский из Института психологии Гданьского университета обследовал 37 человек, совершивших свой первый полет на планере, и 11 человек впервые прыгнувших с парашютом. Респонденты заполняли анкету по прибытии в аэропорт, надевая парашют, перед самим полетом или прыжком с парашютом, а также несколько раз после приземления.
В первой части опроса измеряется активация или готовность к действию. По шкале от -10 до +10 участников попросили отметить свое состояние. +10 означало: я полон энергии, я могу двигать горы, я хочу кричать, прыгать, бегать. 0 означало: мне не хочется ничего делать. -10: мне не хочется ничего делать, полное отсутствие энергии.
Во второй части опроса респонденты указали значение эмоций. + 10 означало: эйфория, мега-восторг. 0: отсутствие эмоций, равнодушие. -10: ужас, паника.
В третьей части респонденты должны были отметить, какие из эмоций среди: эйфория, радость, счастье, восторг, волнение, удовлетворенность, любопытство, надежда, мир, облегчение, безразличие, усталость, страх, раздражение, гнев, страх, ужас, с ними в данный момент. Они могли бы также ввести другие эмоции.
В случае полета на планере эти значения выше на момент прибытия в аэропорт. Это связано с тем, что людям, которые должны были летать на планере впервые (это полет с инструктором за лебедкой), не пришлось проходить двухдневный курс. Он был необходим перед самостоятельным прыжком с парашютом. Поэтому они знали, что их рейс ожидал совсем немного времени. В случае прыжка с парашютом эти значения выше на второй день после прыжка. Это доказывает, что лучше прыгнуть с парашютом, чем полетать на планере. Потому что после первых положительных эмоций они останутся дольше. Люди, выполняющие полет на планере также были испытаны во время полета (беседа с инструктором), что было невозможно в случае парашютистов. Записи разговора показывают, что во время полета одновременно возникают положительные и отрицательные эмоции: страх, ужас, но также и счастье. Третья часть опроса также показала то же самое до первого полета планера или парашюта.
Таким образом, теория противоположных эмоций Соломона не была подтверждена ни в случае парашютистов, ни в планах пилотов. Во время экстремальных действий эмоции нелегко превращаются из отрицательных в положительные, но они возникают одновременно.