У всех людей когда-либо были проблемы с банком, но, а если их не было — они обязательно появятся в дальнейшем. Заблокировать карту или счет по 115-ФЗ банк может по длинному перечню причин. Иногда эти причины очевидны, а иногда человек даже не понимает, за что же ему дали блок? И далеко не всегда можно разобраться, что делать при таком случае, куда идти, к кому обращаться? Эта статья направлена на помощь таким людям, но она также будет полезна тем, кто решил освежить свои знания по данному вопросу.
Виды блокировок
Перед тем, как предпринимать какие-либо действия, стоит определить, к какому из видов относится блокировка. Их не так много, поэтому стоит написать про каждый по отдельности.
Начнём с самого серьёзного — полной приостановки операций. Это означает, что владельцу карты или счёту нельзя будет не только совершать, а даже принимать операции (Оговорка: некоторые входящие операции будут доступны). Но под такие условия будут попадать только те, кто финансирует терроризм, или находится под уголовным следствием. Блокировка была как бы мерой исполнения по УД. У этого типа есть разновидность, которая характеризуется тем, что вместе с блокировкой банк расторгает договор с клиентом, и к тому же требует вывести деньги в другой банк. Такое может произойти, если банк отказывает клиенту в произведении операции по его воле более двух раз в году.
Следующий вид - частичная приостановка. Условия при таком раскладе будут немного помягче. Владельцу счёта, или же карты, будут разрешена безналичная оплата, но вот снятие наличных будет запрещено. В некоторой части случаев заблокированы входящие операции, а также доступ в онлайн банк.
Этот тип — самый лёгкий для выхода из блокировки. В этом случае будет приостановлена конкретная операция. Тут только два варианта: или операция будет продолжена после выяснения банком причин приостановки, или будет получен отказ в проведении.
Итак, блокировки делятся на следующие типы:
- Полные — полный запрет.
- Частичные — частичный запрет.
- Конкретные — запрет отдельной транзакции.
Какие возможные причины?
Для начала следует сделать оговорку, что следующие причины применяются по отношению к физическим лицам. Для удобства причины будут представлены списком:
- Юридическое лицо перевело физическому сумму денег, которую он впоследствии обналичил. Тоже самое, только если ЮЛ живет в другом регионе и переводит ФЛ деньги.
- На счёт поступила крупная сумма денег (свыше 600 тыс. рублей), или поступили мелкие средства в том же эквиваленте. Также под внимание попадает заявка на перечисление своих же средств, но только из другого банка. Также не стоит переводить из банка в банк деньги, и регулярно таким образом снимать наличные — за такое так же блокируют.
- Владелец находится в чёрном списке Федеральной службы по финансовому мониторингу. Также если ему перевел средства человек из этого списка.
- Некоторые основания платежа при поступлении на счёт могут показаться банку подозрительными, нетипичными. К примеру — клиенту выплатила страховку компания, не оказывающая услуги страхования. Странно, не правда ли? Банк думает так же.
- Эта причина тесно связана с законом о валютном регулировании. Заблокировать счёт владельца могут, если деньги перевел кто-то, не являющийся его родственником.
- При транзите средств также следует проявлять осторожно, в особенности в другой банк.
- Очевидно, что при хищении карты, владелец сразу такое замечает, сообщает банку, и карточку блокируют. Банк к также блокирует при малейшем подозрении на кражу.
- Суд(пристав) арестовал счет
Про сроки...
Как и с видами, начнем с чего-нибудь посерьёзнее. Счёт может быть заблокирован бессрочно. Этому способствует таковое решение суда и применяется по отношению к лицам, причастным к экстремизму и терроризму. Но его все же можно разблокировать — после решения суда.
Следующий срок — 30 дней. Дается срок при рассмотрении дополнительных сведений о транзакции Росфинмониторингом.
Самый короткий — 5 суток. Начинается отсчёт со дня, когда распоряжение владельца по поводу операции должно быть выполнено. (пункт 10 статьи 7 115-ФЗ).
Что же делать?
С видами — разобрались, со сроками и причинами — тоже. Осталось рассказать, что предпринимать.
- Для начала - идите в банк, потребуйте выдать документ с основания блокировки счет. Будьте вежливы с сотрудниками, давайте ясные и аргументированные пояснения.
Но банк может огласить отказ в выдаче. В этом случает стоит написать жалобу в Центральный Банк. Перед этим стоит оформить запрос и отдать работнику банка на подпись. Не забудьте обзавестись копией. В этот же момент следует совершить звонок на горячую линию банка.
Стоит прибегать к жалобам только в подобных ситуациях. В остальных случаях крики, угрозы жалобами в прокуратуру или суд вообще никак неуместны. Никому лучше не станет от нелепых воплей, а шанс продуктивного диалога упадет до нуля.
- В случаях, когда выдано уведомление — отлично. Из него, или же приложенного документа, можно узнать причину блокировки, а также необходимые документы для проверки правомерности операции.
- Узнаём вид блокировки. Это очень важный шаг. От него будет зависеть, что делать дальше, ведь рассмотрение документов порой длится больше двух месяцев, и в этот период не будет доступа к управлению деньгами. А для того, чтобы финансовые проблемы не накопились — рекомендуется открыть вклад с опцией осуществления расчетных операций.
- Настало время подготавливать пакт документов. Собирайте все требуемые в полном объеме, тоже важный момент. Если нет какого-то документа — не удивляйтесь отказу банка.
- При конкретной блокировке представляем документы по этой операции — счёт, договор, и т.д. Если попросят объяснить, каковы был экономический смысл транзакция — объясняем письменно.
- При просьбе разъяснить, откуда взялись денег, необходимо дать банку документы, способные подтвердить их легальность.
- Если причиной является решение суда — смело идём обжаловать.
- Банк может сделать предложение о расторжении договора и переводе всех средств в другой банк. Очень заманчиво, не правда ли? Есть подводные камни. При соглашении с предложением готовьтесь потерять 10-15% средств на оплату штрафа (такой штраф предусмотрен во многих договорах на банковское обслуживание, следует быть внимательней). Также клиент при соглашении попадает в межбанковский “черный список” и считается неблагонадежным. Отсюда у клиента появятся проблемы с обслуживанием в других банках.
- Подготовили документы — передаем в банк. Возможно представить посредством обмена с банком письмами по электронной почте. Переписываемся с банком и сохраняем доказательства переписки, все документы
- Если банк не рассмотрел документы в течение десяти суток с момента подачи, а это обычный срок просмотра документации, — напоминаем им о себе. Звоним, идем, добиваемся рассмотрения. Можно подать запрос об итогах рассмотрения.
Заключение
Итак, после совершения всех вышеперечисленных действий, есть только два исхода — решение в сторону клиента или не в его. При первом исходе делаем выводы, не допускаем ситуаций в дальнейшем. А вот при втором — следует обжаловать действия банковского учреждения через Центральный Банк. Но и даже если это не помогло — вперёд в суд.
Нужно помнить, что практически всегда проблема решается, если клиент вовремя обратился в банк. Если владелец счёта никак не связан с предпринимательской деятельностью — проблема решится намного быстрее. Главное выполнить требования банка, особенно насчет документов.