Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Неизвестный Фрэнк Херберт: "Барьер Сантароги"

Здравствуйте!

Продолжу знакомить вас с творчеством Фрэнка Херберта, несправедливо забытым на фоне тотальной «дюномании». Сегодня я хочу рассказать вам об одном из его лучших (именно так) романов, который по глубине замысла, возможно превосходит и весь «дюнный цикл».

«Барьер Сантароги» легко вводит читателя в заблуждение своей кажущейся простотой. Сюжет вроде бы незатейлив — легкая социальная фантастика (не то утопия, не то с приставкой «анти-»). Загадочная долина, отгородившаяся от внешнего мира, жители которой не желают иметь ничего общего с современно цивилизацией потребления, и психолог, отправленный туда, чтобы выяснить, что, собственно, происходит и как это можно поменять. Банально, не правда ли? Особенно по нынешним временам, когда таким социальным конфликтом в литературе или кино уже совсем никого не удивишь.

Обложка оригинального издания "Барьера Сантароги". Надо заметить, невероятно точно передает дух романа.
Обложка оригинального издания "Барьера Сантароги". Надо заметить, невероятно точно передает дух романа.

Однако это же все-таки Фрэнк Херберт! И вот уже всплывают все более и более странные подробности, не последняя из которых — загадочный компонент «Джасперс», входящий в состав абсолютно всех продуктов, производимых в долине. Ах да, я забыл упомянуть — все жители долины питаются исключительно продуктами собственного производства, и даже не могут существовать без них длительное время.

Наркотик? Но никто из сантарожцев не похож на наркоманов, скорее наоборот — они представляют собой идеальные образчики спокойствия и психического равновесия. Но герою романа Джилберту очень скоро становится ясно, что все дело именно в «Джасперсе», вот только что же это за дело?

Я не зря сказал, что простота романа — кажущаяся. Отчасти этому способствует и не слишком цветастый и образный язык книги, и бросающаяся в глаза социальная направленность ее «верхнего слоя». Думаю, этот слой придется очень по душе патриархально настроенным консерваторам, эко-активистам, и прочим фанатичным борцам с «обществом потребления» - как же, героическая маленькая община, противостоящая акулам капитализма!

Еще одна обложка англоязычного издания. Более абстрактная, но все-же достаточно соответствует атмосфере книги
Еще одна обложка англоязычного издания. Более абстрактная, но все-же достаточно соответствует атмосфере книги

Но Херберт не так-то прост. Под этот очевидный антураж он закладывает сразу несколько литературных «мин замедленного действия», причем некоторые из них так и не срабатывают в самой книги, перекочевывая в сознание внимательного и вдумчивого читателя.

Конечно же, конечно в первую очередь Херберт в «Барьере Сантароги» исследует свою любимую, можно сказать основную «триединую» идею: что такое человек? Что такое разум? Связаны ли эти два понятия между собой неразрывно?

Буквально вчера я опубликовал статью, в которой сетовал на то, что многие современные читатели в значительной мере утратили умение вдумываться в авторский текст и улавливать все скрытые (а порой и вполне явные) в нем подтексты и сверхидеи. «Барьеру Сантароги» в этом плане особенно не повезло — чего только в нем не усмотрели! И социальную антиутопию, и «всего лишь разминку перед «Ульем Хеллстрема», и даже — прости меня Муаддиб — сатирическое произведение.

Нет, вы серьезно? САТИРА? Это ж чем надо было читать?

Отдельно коснусь «разминки перед Ульем». Согласен, «Барьер Сантароги» вышел за три года до «Улья Хеллстрема», и, само собой, оба романа исследуют все тот же вопрос — что такое человек и где та грань, за которой разум становится нечеловеческим? Но вот в чем штука - «Улей Хеллстрема» по сравнению с «Барьером» на самом деле воспринимается (во всяком случае для меня), как чрезвычайно прямолинейный и даже грубый боевик, где практически ничего не остается для самостоятельного осмысливания читателем. «Свои/чужие», «люди/уже почти нелюди», единственное отступление от стандартов — это стирание моральных аспектов, когда никто вроде бы не прав, все выглядят одинаково неприятно.

И тут - бац! - отечественный изадтельский бизнес наносит ответный удар. Что это? Почему? Какое отношение синяя тетка-рептилоид имеет отношение к роману? А вот нечего расслабляться потому что...
И тут - бац! - отечественный изадтельский бизнес наносит ответный удар. Что это? Почему? Какое отношение синяя тетка-рептилоид имеет отношение к роману? А вот нечего расслабляться потому что...

«Барьер Сантароги» в этом отношении намного тоньше. Херберт почти ничего не говорит напрямую, но исподволь, намеками, общим настроением постепенно усиливает подозрение: а можно ли вообще считать сантарожцев людьми? Даже не смотря на то, что они сами, безусловно, считают себя людьми в куда большей мере, чем все население «внешнего мира»? Кто (или что) на самом деле управляет Сантарогой — сами ее обитатели, путем (почти) привычного нам общения, или коллективное сверхсознание всех сантарожцев, объединенное «джасперсом» в единую сеть (о которой сами сантарожцы даже и не подозревают)? Или, может быть, люди Сантароги — уже вообще не люди, а долиной управляет некий таинственный разум загадочного грибка «джасперса», проявляясь в сознании людей лишь изредка в образе древних божеств?

Херберт не дает прямых ответов на эти вопросы. Собственно, он даже практически не задает их напрямую (лишь смутные их формы мелькают в горячечных снах главного героя), и именно в этом заключается сила романа. Помните бородатую хохму про «читал пейджер отца. Много думал»? «Барьер Сантароги» - как раз тот самый пейджер, который, если внимательно его читать, заложит в ваше сознание несколько потенциальных мин. А уж что произойдет с вами, когда они взорвутся, вы узнаете, только прочитав книгу.

Понравился обзор? Поддержите канал — лайком, комментарием, подпиской! И обязательно заходите еще — будет интересно.

Другие статьи о книгах Фрэнка Херберта:

Неизвестный Фрэнк Херберт: "Создатели богов"

Неизвестный Фрэнк Херберт: "Улей Хеллстрёма"