Здравствуйте!
Продолжу знакомить вас с творчеством Фрэнка Херберта, несправедливо забытым на фоне тотальной «дюномании». Сегодня я хочу рассказать вам об одном из его лучших (именно так) романов, который по глубине замысла, возможно превосходит и весь «дюнный цикл».
«Барьер Сантароги» легко вводит читателя в заблуждение своей кажущейся простотой. Сюжет вроде бы незатейлив — легкая социальная фантастика (не то утопия, не то с приставкой «анти-»). Загадочная долина, отгородившаяся от внешнего мира, жители которой не желают иметь ничего общего с современно цивилизацией потребления, и психолог, отправленный туда, чтобы выяснить, что, собственно, происходит и как это можно поменять. Банально, не правда ли? Особенно по нынешним временам, когда таким социальным конфликтом в литературе или кино уже совсем никого не удивишь.
Однако это же все-таки Фрэнк Херберт! И вот уже всплывают все более и более странные подробности, не последняя из которых — загадочный компонент «Джасперс», входящий в состав абсолютно всех продуктов, производимых в долине. Ах да, я забыл упомянуть — все жители долины питаются исключительно продуктами собственного производства, и даже не могут существовать без них длительное время.
Наркотик? Но никто из сантарожцев не похож на наркоманов, скорее наоборот — они представляют собой идеальные образчики спокойствия и психического равновесия. Но герою романа Джилберту очень скоро становится ясно, что все дело именно в «Джасперсе», вот только что же это за дело?
Я не зря сказал, что простота романа — кажущаяся. Отчасти этому способствует и не слишком цветастый и образный язык книги, и бросающаяся в глаза социальная направленность ее «верхнего слоя». Думаю, этот слой придется очень по душе патриархально настроенным консерваторам, эко-активистам, и прочим фанатичным борцам с «обществом потребления» - как же, героическая маленькая община, противостоящая акулам капитализма!
Но Херберт не так-то прост. Под этот очевидный антураж он закладывает сразу несколько литературных «мин замедленного действия», причем некоторые из них так и не срабатывают в самой книги, перекочевывая в сознание внимательного и вдумчивого читателя.
Конечно же, конечно в первую очередь Херберт в «Барьере Сантароги» исследует свою любимую, можно сказать основную «триединую» идею: что такое человек? Что такое разум? Связаны ли эти два понятия между собой неразрывно?
Буквально вчера я опубликовал статью, в которой сетовал на то, что многие современные читатели в значительной мере утратили умение вдумываться в авторский текст и улавливать все скрытые (а порой и вполне явные) в нем подтексты и сверхидеи. «Барьеру Сантароги» в этом плане особенно не повезло — чего только в нем не усмотрели! И социальную антиутопию, и «всего лишь разминку перед «Ульем Хеллстрема», и даже — прости меня Муаддиб — сатирическое произведение.
Нет, вы серьезно? САТИРА? Это ж чем надо было читать?
Отдельно коснусь «разминки перед Ульем». Согласен, «Барьер Сантароги» вышел за три года до «Улья Хеллстрема», и, само собой, оба романа исследуют все тот же вопрос — что такое человек и где та грань, за которой разум становится нечеловеческим? Но вот в чем штука - «Улей Хеллстрема» по сравнению с «Барьером» на самом деле воспринимается (во всяком случае для меня), как чрезвычайно прямолинейный и даже грубый боевик, где практически ничего не остается для самостоятельного осмысливания читателем. «Свои/чужие», «люди/уже почти нелюди», единственное отступление от стандартов — это стирание моральных аспектов, когда никто вроде бы не прав, все выглядят одинаково неприятно.
«Барьер Сантароги» в этом отношении намного тоньше. Херберт почти ничего не говорит напрямую, но исподволь, намеками, общим настроением постепенно усиливает подозрение: а можно ли вообще считать сантарожцев людьми? Даже не смотря на то, что они сами, безусловно, считают себя людьми в куда большей мере, чем все население «внешнего мира»? Кто (или что) на самом деле управляет Сантарогой — сами ее обитатели, путем (почти) привычного нам общения, или коллективное сверхсознание всех сантарожцев, объединенное «джасперсом» в единую сеть (о которой сами сантарожцы даже и не подозревают)? Или, может быть, люди Сантароги — уже вообще не люди, а долиной управляет некий таинственный разум загадочного грибка «джасперса», проявляясь в сознании людей лишь изредка в образе древних божеств?
Херберт не дает прямых ответов на эти вопросы. Собственно, он даже практически не задает их напрямую (лишь смутные их формы мелькают в горячечных снах главного героя), и именно в этом заключается сила романа. Помните бородатую хохму про «читал пейджер отца. Много думал»? «Барьер Сантароги» - как раз тот самый пейджер, который, если внимательно его читать, заложит в ваше сознание несколько потенциальных мин. А уж что произойдет с вами, когда они взорвутся, вы узнаете, только прочитав книгу.
Понравился обзор? Поддержите канал — лайком, комментарием, подпиской! И обязательно заходите еще — будет интересно.
Другие статьи о книгах Фрэнка Херберта: