Найти тему
Библио-лаборатория

Неизвестный Фрэнк Херберт: "Улей Хеллстрёма"

«Улей Хеллстрёма» - роман Фрэнка Херберта, написанный им, можно сказать, на пике творчества. Уже вышла сделавшая его знаменитым «Дюна» и одно из ее продолжений, вышли «Глаза Гейзенберга», «Барьер Сантароги», «Создатели богов». Уже прослеживается главная философская составляющая всего творчества Херберта — что такое разум? Обладает ли homo sapiens, так сказать, «уникальной лицензией» на разумность, или это гибкое понятие, которое можно менять, создавать новые совершенно непохожие на человеческий варианты?

К сожалению, обложки всех переводных русских изданий "Улья" - это либо какой-то дизайнерский трэш, либо не имеют вообще никакого отношения к книге. Западные тоже, прямо скажем, не ахти, но есть хоть из чего выбрать.
К сожалению, обложки всех переводных русских изданий "Улья" - это либо какой-то дизайнерский трэш, либо не имеют вообще никакого отношения к книге. Западные тоже, прямо скажем, не ахти, но есть хоть из чего выбрать.

«Улей» - уже вторая книга Херберта, в которой писатель пытается взглянуть на принципиально отличный от человеческого подход к разумности, взяв за основу «коллективный разум» насекомых. Первым был роман «Зеленый мозг», но если в нем Херберт рассматривал именно эволюцию самих насекомых, то в «Улье Хеллстрёма» пошел иным путем, описав колонию людей, сознательно идущих к преобразованию в «человеческий рой», живущий по принципу муравейника или пчелиного улья. Целенаправленные генетические и биохимические изменения постепенно создают существ, похожих на homo sapiens лишь внешне, но самом деле являющихся лишь составными частями, «клетками» огромного ульевого организма.

Мне кажется, Херберт «копнул» в романе даже глубже, чем сам планировал. Большинство читателей и критиков видят в образе хеллстрёмовского улья апофеоз тоталитаризма, а зря. Во-первых, у Херберта нет ни малейших негативных коннотаций в описании Улья, во-вторых «контрлиния» некоего правительственного «Агентства», противостоящего Улью лично у меня вызывает даже еще большую неприязнь — сборище беспринципных и циничных индивидуалистов-интриганов, каждый из которых стремится исключительно к личной выгоде и отчаянно тянет одеяло на себя, смотрится ничуть не симпатичнее, чем холодная расчетливая функциональность Улья. Чувствуется, что Херберту куда интереснее исследовать потенциальные возможности роевого разума, чем мелкие подлянки окружающих.

Проект 40, авторская работа Dimitar Marinski
Проект 40, авторская работа Dimitar Marinski

Однако главная ирония в том, что на самом деле разница между реальным, привычным нам человечеством и Ульем далеко не так велика, как нам кажется. Как же так! - скажете вы. Мы же индивидуальности, мы не часть Улья, мы - часть человечества!..

Оп-ля! Забавно, да? Как там пел покойный Крупнов? «Каждый мнит себя солнцем»? Но обязательно — частью человечества. ЧАСТЬЮ. Ну то есть частью Улья — это фуфуфу, а частью человечества — это прекрасно. Скажете — я передергиваю? Ну, давайте, взглянем поподробнее.

Какие, собственно, есть преимущества у индивидуальной разумности по сравнению с коллективным разумом? Ну, кроме нашего личного желания и осознания неповторимости и уникальности? Чем люди занимаются на протяжении всей своей истории? Войной… Хммм… Ну да, ну да, индивидуальность — это круто. Допустим, по отдельности мы все уникальны, неповторимы и гениальны (вот да, вы, читающий эту статью — вы же гениальны, да? Ваша польза для рода человеческого неоспорима и пребудет в веках, верно?). А все человечество - оно разумно?

-3

У нас появляется больше ресурсов (корма, воды, территории) — и мы начинаем активно размножаться. Так было всегда, начиная с появления сельского хозяйства и даже раньше. Логично — да. Разумно? Ну не знаю, колонии инфузорий ведут себя так же. А что будет, если ресурсы начнут заканчиваться? Так примеров полным. Почитайте учебник истории, схема всегда одна и та же. Если ресурсы заканчиваются, то: 1.Начинаются попытки захватить новые ресурсы (чужие или еще незанятые) 2. Начинается драка за то, что есть 3. Если после драки ресурсов все равно не хватает, начинается вымирание. А теперь, внимание, вопрос: Где в этой схеме присутствует наше хваленое эволюционное достижение — разум?

Самое интересное, что Херберт постоянно акцентирует в романе внимание на «общей инстинктивной реакции Улья», интерпретируя действия его отдельных членов как некую «иммунную реакцию», условно сравнивая их с фагоцитами и лейкоцитами. Однако если взглянуть лишь чуть-чуть шире, то становится очевидно, что и реакцию Агентства на появление Улья тоже можно рассматривать, как реакцию всего человечества на появление в его организме чужеродного тела. В чем разница?

Сейчас мы вплотную подошли к барьеру, когда ресурсы вот-вот начнут заканчиваться уже не на какой-то отдельной территории, а на всей планете. К этому нас привела именно «неуправляемая разумность». Что будет дальше? Выживет ли человечество как вид? Подозреваю, что именно эти размышления двигали Хербертом при создании романа — впрочем, как практически всех его произведений.

Еще о творчестве Фрэнка Херберта на канале: Неизвестный Фрэнк Херберт: "Создатели богов"

Понравилась статья? Не стесняйтесь, поддержите канал: лайком, комментарием, подпиской! И заходите еще, будет интересно!