21,4K подписчиков

Полная карта первой очереди Московского метро.

8,1K прочитали

Часто вы, дорогие читатели, просите какие-нибудь схемы. Конечно, публиковать секретные схемы нельзя, а можно только те, которые рассекречены. Одной из таких схем является трассировка первой очереди.

Более того, эта схема была опубликована в журнале «Строительство Москвы» № 2–3, 1935 год. Номер целиком и полностью посвящен первой очереди Московского #метрополитена.

Оцифрованного журнала в сети нет (или я не нашел и буду вам благодарен за пдф этого номера), но частично его материалы опубликованы, в том числе и трассировка первой очереди.

Сейчас сложно себе представить публикацию такого материала, но тогда это было вполне себе нормой. Да и до войны к вопросу секретности относились в общем-то прохладно. А вот после — уже серьезнее.

Кстати, частично коллекция пдф этого журнала доступна по ссылке.

Хотя сейчас, работая в архивах, удивляешься тому объему материала, который рассекретили за последние 10 лет. Что-то публикуется у меня на канале, а что-то в телеграмм-канале в «В бункере не страшно». Подписывайтесь!

А мы с вами посмотрим на то, как проходит первая очередь #московского метрополитена Для каждого участка покажу фотографию.

Трассировка разбита на куски, но полную версию вы можете, естественно, скачать.

Источник: Журнал «Строительство Москвы, 1935, № 2–3.
Источник: Журнал «Строительство Москвы, 1935, № 2–3.
Начнем со станции «Смоленская». Сейчас этот участок относится к Филёвской линии. Как видите тупиков за станцией в 1935 году не было. Для съезда уложили стрелку перед станцией.
Начнем со станции «Смоленская». Сейчас этот участок относится к Филёвской линии. Как видите тупиков за станцией в 1935 году не было. Для съезда уложили стрелку перед станцией.
Участок перегонного тоннеля за станцией. Где-то тут была граница строительства первой и второй очереди метрополитена. Впереди виднеется станция «Смоленская» Филевской линии.
Участок перегонного тоннеля за станцией. Где-то тут была граница строительства первой и второй очереди метрополитена. Впереди виднеется станция «Смоленская» Филевской линии.
Станция «Смоленская» Филёвской линии.
Станция «Смоленская» Филёвской линии.
Перегон между станциями «Смоленская» и «Арбатская» Филевской линии.
Перегон между станциями «Смоленская» и «Арбатская» Филевской линии.
Перегон между станциями «Смоленская» и «Арбатская» Филевской линии. Опора стоит в месте, где в ночь с 22 на 23 июля 1941 года немецкая бомба пробила тоннель и взорвалась на путях.
Перегон между станциями «Смоленская» и «Арбатская» Филевской линии. Опора стоит в месте, где в ночь с 22 на 23 июля 1941 года немецкая бомба пробила тоннель и взорвалась на путях.
Станция «Арбатская».
Станция «Арбатская».
Станция «Арбатская»
Станция «Арбатская»
Перегон между станциями «Арбатская» и «Александровский сад» Филёвской линии. Перекрестный съезд был уложен сильно позже. Вид в сторону станции «Арбатская».
Перегон между станциями «Арбатская» и «Александровский сад» Филёвской линии. Перекрестный съезд был уложен сильно позже. Вид в сторону станции «Арбатская».
Большой участок схемы, показывающий соединение Арбатского радиуса (сейчас это Филевская линия) и Сокольнической линии. Слева станция «Александровский сад». Ниже — «Библиотека имени Ленина». Сейчас мы с вами посмотрим участок от станции «Александровский сад» до камер съездов на Сокольнической линии.
Большой участок схемы, показывающий соединение Арбатского радиуса (сейчас это Филевская линия) и Сокольнической линии. Слева станция «Александровский сад». Ниже — «Библиотека имени Ленина». Сейчас мы с вами посмотрим участок от станции «Александровский сад» до камер съездов на Сокольнической линии.
Станция «Александровский сад».
Станция «Александровский сад».
Начало служебной ветки в сторону станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции»
Начало служебной ветки в сторону станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции»
Прямо — служебная ветка к станции «Площадь Революции». Но мы туда не пойдем. А налево — один тоннель к станции «Охотный ряд». Второй тоннель заложен — кирпичная кладка видна дальше.
Прямо — служебная ветка к станции «Площадь Революции». Но мы туда не пойдем. А налево — один тоннель к станции «Охотный ряд». Второй тоннель заложен — кирпичная кладка видна дальше.
Однопутный сохранившийся тоннель соединительной ветки
Однопутный сохранившийся тоннель соединительной ветки
За спиной станция «Охотный ряд». Прямо и вниз — перегонный тоннель до станции «Библиотека имени Ленина». А налево начинается служебно-соединительная ветка (ССВ) до станции «Александровский сад».
За спиной станция «Охотный ряд». Прямо и вниз — перегонный тоннель до станции «Библиотека имени Ленина». А налево начинается служебно-соединительная ветка (ССВ) до станции «Александровский сад».

На этом мы завершим прогулку по Арбатскому радиусу Сокольнической линии. Именно так, «Арбатский», его именовали в 1935 году. Сейчас это участок Филёвской линии. Мы переместимся на станцию «Парк Культуры» первой очереди и пройдемся уже по Сокольнической линии.

Участок от станции «Парк Культуры» до станции «Кропокинская».
Участок от станции «Парк Культуры» до станции «Кропокинская».
Несмотря на то, что к 15 мая 1935 года, пустить оборотные тупики не успели, они были почти готовы. Ну и на схеме они тоже есть. так что смотрим на перекрестный съезд за станцией «Парк Культуры».
Несмотря на то, что к 15 мая 1935 года, пустить оборотные тупики не успели, они были почти готовы. Ну и на схеме они тоже есть. так что смотрим на перекрестный съезд за станцией «Парк Культуры».
Станция «Парк Культуры»
Станция «Парк Культуры»
Перегон между станциями «Парк Культуры» — «Кропоткинская»
Перегон между станциями «Парк Культуры» — «Кропоткинская»
Станция «Кропоткинская»
Станция «Кропоткинская»
Покажем еще раз схему этого узла и пройдем уже по тоннелям Сокольнической линии.
Покажем еще раз схему этого узла и пройдем уже по тоннелям Сокольнической линии.
Перегон между станциями «Кропоткинская» — «Библиотека имени Ленина»
Перегон между станциями «Кропоткинская» — «Библиотека имени Ленина»
Станция «Библиотека имени Ленина»
Станция «Библиотека имени Ленина»
Перегон между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд». Плоский свод сверху — пересечение с тоннелем служебной ветки Филевской линии.
Перегон между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд». Плоский свод сверху — пересечение с тоннелем служебной ветки Филевской линии.
Станция «Охотный ряд» и перегон до станции «Лубянка».
Станция «Охотный ряд» и перегон до станции «Лубянка».
Станция «Охотный ряд»
Станция «Охотный ряд»
Перегон между станциями «Охотный ряд» и «Лубянка». Именно он был пройден щитом со сжатым воздухом из-за мощнейшего плывуна старого русла реки Неглинная.
Перегон между станциями «Охотный ряд» и «Лубянка». Именно он был пройден щитом со сжатым воздухом из-за мощнейшего плывуна старого русла реки Неглинная.
Станция «Лубянка» и перегон до станции «Чистые пруды». На схеме станция нарисована неправильно — в момент пуска не было аванзала с правой стороны.
Станция «Лубянка» и перегон до станции «Чистые пруды». На схеме станция нарисована неправильно — в момент пуска не было аванзала с правой стороны.
Станция «Лубянка».
Станция «Лубянка».
Перегон между станциями «Лубянка» и «Чистые пруды».
Перегон между станциями «Лубянка» и «Чистые пруды».
Станция «Чистые пруды». Тоже совершенно неправильно. На ней не было центрального зала, только два аванзала. Один около наклонного хода, второй с противоположного торца.
Станция «Чистые пруды». Тоже совершенно неправильно. На ней не было центрального зала, только два аванзала. Один около наклонного хода, второй с противоположного торца.
Станция «Чистые пруды»
Станция «Чистые пруды»
Перегон от станции «Чистые пруды» и станция «Красные ворота»
Перегон от станции «Чистые пруды» и станция «Красные ворота»
Перегон между станциями «Чистые пруды» и «Красные ворота».
Перегон между станциями «Чистые пруды» и «Красные ворота».
Станция «Красные ворота».
Станция «Красные ворота».
Перегон от станции «Красные ворота» и станция «Комсомольская».
Перегон от станции «Красные ворота» и станция «Комсомольская».
Перегон между станциями «Красные ворота» и «Комсомольская».
Перегон между станциями «Красные ворота» и «Комсомольская».
Станция «Комсомольская».
Станция «Комсомольская».
Перегон между станциями «Комсомольская» и «Красносельская». Оборотные тупики, ветка в депо и сам перегон.
Перегон между станциями «Комсомольская» и «Красносельская». Оборотные тупики, ветка в депо и сам перегон.
Оборотные тупики за станцией «Комсомольская».
Оборотные тупики за станцией «Комсомольская».
Ветка в депо.
Ветка в депо.
Перегон между станциями «Комсомольская» и «Красносельская».
Перегон между станциями «Комсомольская» и «Красносельская».
Станция «Красносельская» и перегон до станции «Сокольники».
Станция «Красносельская» и перегон до станции «Сокольники».
Станция «Красносельская».
Станция «Красносельская».
Перегон между станциями «Красносельская» и «Сокольники».
Перегон между станциями «Красносельская» и «Сокольники».
Станция «Сокольники» и оборотные тупики.
Станция «Сокольники» и оборотные тупики.
Станция «Сокольники».
Станция «Сокольники».
Оборотные тупики за станцией. Опять же, к 15 мая 1935 года они не были готовы — их запустили только через год.
Оборотные тупики за станцией. Опять же, к 15 мая 1935 года они не были готовы — их запустили только через год.

На этом экскурсию по первой очереди мы с вами закончим. Полную версию трассировки первой очереди из журнала «Строительство Москвы» № 2–3 за 1935 год вы можете скачать по ссылке — https://yadi.sk/d/SxD2kyW3XU9Opg

Ну и раз мы с вами говорим про первую очередь, надо напомнить два факта. Конечно, мне странно про них говорить, вроде бы это для умных людей не требует пояснений, но не все же умные, к сожалению.

1. Первую очередь Московского метрополитена построили, а не откопали.

2. На строительстве метрополитена никогда не работали заключенные.