Под окончание праздничного марафона, я хочу познакомить читателя с фильмом, который вызывает у меня дрожь в теле, мурашки по коже и все прочие физические реакции, обозначающие чувство восторга. «Лето» — крайнее кино от самого претенциозного и самого неординарного режиссёра-постановщика России (это всё на мой сугубо-личный взгляд) Кирилла Серебренникова. Вполне вероятно, что кто-то любит его за картины «Изображая жертву», «Юрьев день» или «Ученик» — то были отличные произведения, написанные по всем привычным киноштампам. Но то, что будет твориться в ленте «Лето», наверняка, мало кто ожидал...
Официальный синопсис
Рассказ о начале творческого пути Виктора Цоя и группы «Кино», о его взаимоотношениях с Майком Науменко, его женой Натальей и многими, кто был в авангарде рок-движения Ленинграда 1981 года.
Трейлер
Создавая искусство...
Крайняя картина Кирилла Серебренникова — это не просто оммаж на искусство. Это — что-то новое, яркое и нетипичное для киножанра. Если можно так выразиться, то «Лето» — это новая форма общения с помощью кино.
Так что же такого уникального и необычного кроется в данной работе? Попытки перевернуть жанр байопика с ног на голову — и это лишь одна из ключевых особенностей. Зритель привык видеть монотонные истории, акцент в которых взят на мотивацию к успеху. "Вот Вам герой, смотрите, учитесь и подражайте". Фредди Меркьюри, Джим Моррисон, Джон Леннон — фильмы о них прекрасны, но зачастую построены по привычному канону:
- герой — никто;
- герой обретает популярность;
- у героя есть проблемы;
- герой решает проблемы;
- финальная композиция.
«Лето» немного искажает суть байопика. Если, скажем, тот же «Леннон без прикрас» имел чёткую структуру повествования, то в картине Серебренникова формат изменяется донельзя. На место привычных штампов, вызывающих зрительские слёзы или радость, пришли музыкальные номера, после которых герой Александра Кузнецова вечно приговаривает, что данного "клипа" вовсе и не существовало. События будто мерещатся персонажам, но существенной важности для сюжета они не несут. Важно здесь лишь то, что это красиво. И да, важными тут оказываются и эмоции героев...
Зрителю не подскажут прямым текстом ритм повествования — улавливать тут нужно всё самому. Каждый вздох персонажей, каждый выдох и каждое молчание. Музыкальные номера лишь стараются подчеркнуть то, что может скрыться от зрительских глаз. А там уже наше дело, поймём мы в них что-то или нет.
Ритм повествования — это вообще отдельная песнь данного произведения. Сколько сочинений, рецензий и прочего критицизма было написано впустую — никто так и не смог полноценно понять "что, зачем и почему". Критики попытались вооружиться простыми и банальными изречениями, что персонажей в картине как бы и нет, а повествование просто местами прерывается музыкальными клипами. Разумеется, герои тут не так хорошо прописаны, но вот именно с повествованием здесь всё в порядке. Каждая сцена, которую покажут зрителю, несёт в себе важный глагол из жизни великих для русского рока людей. Да, о точности изображаемых событий остаётся лишь рассуждать, но величина эмоций выходит тут на первый план.
И что немаловажно — последняя композиция тут также имеется. Но её характер здесь играет несколько иную роль, чем в той же «Богемской рапсодии». Мы слышим песню и понимаем, что она о прощении и дружбе. Никаких "успешных" агитаций и морализма, которые вливаются в нас почти в каждом байопике — это уже можно назвать иным форматом. Наконец-то, хоть что-то новое... Ура, товарищи!
И рифмы...
Раз уж начали говорить про музыкальные номера, предлагаю на них задержаться чуть подольше.
Фильм начинается, пожалуй, с самой претенциозной композиции группы Зоопарк — Дрянь. И это уже навевает одну из заглавных мыслей всей картины — борьба за свободу. Те года, как мы с Вами знаем, были очень важными для русского рока. Именно тогда он зародился и именно тогда обрёл всё то, что мы имеем и по сей день. Главной мыслью его было донести до людей то, чего не сказали бы по телевизору или в эстрадной музыке. И вот мы наблюдаем в первой же сцене, как с театрального помоста на сидящих в зале обрушивается шквал текста, который вряд ли пустили бы в эфир. Мы слышим рок, причём довольно бодрый, но народ просто сидит и внимательно вникает песне. Этой сценой режиссёр уже подчеркнул самое главное — борьба за свободу шла громким маршем.
А дальше всё начинает звучать ещё прелестней и ещё слаще. Мы слышим знакомые нотки Лета — пожалуй, известнейшей композиции Зоопарка. Слышим песни Бездельник и Мои друзья в исполнении Петра Погодаева. И, кажется, что так будет продолжаться весь фильм — мы будем осязать лишь самые притягательные тексты и мелодии двух важных рок-групп того времени, но не тут-то было...
На 22-й минуте произойдёт то, чего мало кто ожидал — советский унисон приостановит, пусть и не надолго, зарубежный рок. Talking Heads врываются в повествование так изящно, что этот эпизод может остаться надолго в Вашей памяти. Одна из самых сильных и важных для фильма сцен сопровождается не менее важной для мировой рок-культуры песней Psycho Killer.
Именно после этого чудного эпизода начинаешь понимать, что вообще было важно показать Серебренникову. «Лето» является не просто воспоминанием Натальи Науменко — это и режиссёрский очерк тоже. Борьба с цензурой, которую мы могли видеть на старте — лишь самая малая часть, а впереди нас ждёт ещё очень много подобных рывков. На мой взгляд, все эти отсылки основаны на воспоминаниях самого режиссёра. Такой ему виделась тогдашняя рок-тусовка, а воспеть ей он смог лишь в форме кино. И да, возможно, что показанного вовсе и не было в реалии, но как идеализация действительности данная картина работает безупречно.
И всё же нельзя не восхититься здешними музыкой и звуком. С ними проделана просто титаническая работа. И если с речью иногда всё-таки случаются пробелы, то с саундтреком здесь всё идеально. Слышать эти мелодии, гитару, вокал вызывает по-настоящему детский восторг — тот самый, когда мама приносила с работы шоколадку...
Нельзя не ошибиться
Где-то в глубине души я отдаю себе отчёт, что «Лето» — это выдающийся проект для русского кино, для отечественного рок-духа и для памяти. Это действительно огромный шаг вперёд, да такой, что многие зарубежные критики обзавидовались. Поэма, которую будут пересказывать ещё очень и очень долго...
Но кое-что здесь вызывает лично у меня недоумение. Сам базис, на котором величаво движется сюжет картины — это мелодрама, удачно обрамлённая в музыкальную среду и красивые бэкграунды. Если опустить и рок, и ленинградские тусовки, и всех тех панков, что толкают свободные речи в вагонах электрички, то в конечном счёте останется лишь мыло — и лишь это вызвало у меня огромный вопрос.
Хватило ли мне музыки? Безусловно, да. Драйва? Да! Красоты кадра и визуального наполнения? Определённо, да! Здесь всего сполна, но не хватает одного — главного персонажа истории...
Виктор Цой хоть и присутствует в картине, но не является в ней главным действующим лицом. Данное кино вообще не имеет заглавного героя, ведь их тут три. Но как мне показалось, режиссёр всё же отдал место на пьедестале именно Майку Науменко. Его переживания, его боль и его цели очерчиваются премного лучше, чем у остальных персонажей. Именно вокалист группы Зоопарк будет встречать будущего кумира молодёжи на старте фильма и именно на Майке закончится кино (двусмысленно, однако). Да, заключительную композицию здесь исполнил Виктор Цой, но последний кадр тут отдан не ему — и это, на мой взгляд, очень важная ремарка от режиссёра.
Тут даже само название намекало на то, что вряд ли картина будет о Викторе, но надежда была... Эх-х, а как хотелось бы больше прочувствовать жизнь российской рок-легенды...
Подытожим. Это всего лишь мои "хотелки", а возможно и не только мои... Хотеть мы можем многого, но ругать картину за то, что она не является примером из нашего воображения — глупо и нещадно. Согласны? Да, наверняка, мы все хотели бы увидеть кино о группе Кино (тавтология, снова и снова)... Но режиссёр решил снять другой фильм. У Кирилла Серебренникова были и будут другие приоритеты, другие законы и другие цели. Мы можем полагать, что знаем больше, чем режиссёр, но зачастую мы лишь заблуждаемся...
Оценки
Данный фильм вызвал у меня самые бурные эмоции. Пребывание в экстазе от увиденного в течении суток уже о многом говорят... И да — я в курсе всех тех скандалов, которые возникли вокруг ленты. Сюда подключились и мэтр отечественной рок-волны Борис Гребенщиков, и Алексей Рыбин (участник группы Кино), и прочие деятели музкультуры. Все отзывались о том, что фильм не правдив в своих убеждениях, что не было тогда таких панков и, если дословно, "хипстеров", а всё было совсем иначе...
Нам, многим зрителям, уже закрыты двери в ту обитель... В обитель русского андерграунда, где создавалась новая рок-волна, которую сейчас слушают многие и ею восхищаются. Но мы здесь собрались ради фильма, не так ли? Так что же он такое? "Фантазия на тему" или нечто большее? Ответов давать не буду, вопрос скорее риторический.
Мои оценки:
- Визуальный ряд: +1 балл;
- Атмосфера: +1 балл;
- Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
- Актёрская игра: +1 балл;
- Операторская работа и монтаж: +1 балл;
- Уникальность: +1 балл;
- Экспозиция: +1 балл;
- Завязка: +1 балл;
- Развязка: +1 балл;
- Общие аспекты: +1 балл.
Вердикт
Я могу сказать однозначно, что испытываю особый трепет в отношении картины «Лето» — люблю я это кино и всё тут. Оно способно дать зрителю заряд эмоций, чувств и мыслей. Вы можете хаять ленту, осуждать её за использование реальных имён, а также пренебрегать ею, но её значение для русского кинематографа от этого не изменится. В 2018-м году она смогла доказать, что живо не только отечественное кинопроизводство, но и рок-культура. И да, повторюсь — фильм может и ошибается в своих высказываниях, но как фантазия и идеализация он прекрасен. Почему бы Вам просто не помечтать?
От нашего канала картина «Лето» получает 10 баллов из 10 возможных.
Карта канала «Кинотаурус»
На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛