Найти тему

Образование в условиях пандемии. Моё мнение

Главное - успеть всё выложить к дедлайну

Всем добрый день, хотелось бы во время новогодних праздников и более менее свободного времени затронуть уже довольно обсуждаемую тему дистанционного образования и поведать свой опыт.

Меня, как студента, эта тема затронула, непосредственно, напрямую.

Ещё в январе - феврале 2020, подрабатывая официантом, я начал обращать внимание на любой кашель и чих со стороны окружающих, будь то гости или сам персонал, и старался избегать по максимуму такие контакты. Действительно, звучит, как бред, но инстинкт самосохранения брал верх. Уже во всю пестрили новостные заголовки о первых заболевших и стремительном распространении коронавируса, а в конце марта наш университет закрыли. Соответственно, в тот момент не было представления об ожидаемых изменениях в учёбе, все понимали - "пока просто сидим дома". А уже спустя пару недель объявили о возобновлении учёбы и мы все дружно перешли на "дистанционку".

В первую очередь появился "Личный кабинет", вход в который в учебное время был обязан. Там мы оставляли выполненные домашние задания и практики, а во время лекционных занятий переходили в Zoom и слушали лектора. На некоторых предметах просто было необходимо появляться, отмечаться и писать лекции, позже это дело упростилось - лекции стали выкладывать в "Личный кабинет", где их можно было переписать и выложить в свободное время. В целом хочется добавить, что свободного времени появилось намного больше, как такового жесткого контроля со стороны университета не было. Главное - успеть всё выложить к дедлайну.

Летняя сессия прошла успешно и дистанционно. В связи с ослаблением эпидемиологических мер и снижением статистики распространения коронавируса, в сентябре мы вышли на своего рода гибрид очного и дистанционного обучения. То есть лекции и практические занятия, которые возможно было провести дома, по мнению университета, переносились на "плечи дистанционки", а лабораторные и другие важные практикумы проводились в группах очно. Больших потоковых групп старались избегать, перед входом в университет мерили температуру (если прибор показывал, к примеру, 22 градуса или другую нестандартную температуру - считалось нормой. Действительно, я могу понять, когда человек заходит с холода в теплое помещение и близкой к 36,6 ни один термометр не покажет, но настолько противоречивые значения выдавать ни один исправный термометр не будет). Главными атрибутами стали перчатки и маски. Помню, как препод нас спрашивает: "Кто верит в эффективность масок?" Я единственный из группы поднимаю руку (все дружно смеются), начинаю объяснять что-то в духе "маска в первую очередь создаёт барьер безопасности для окружающих от того, кто её носит". Но эффективнее было бы сказать - "если Вы помочитесь под себя - штаны будут единственным препятствием от Вас самого во благо окружающих".

-2

В конце сентября статистика по заражённым пошла вверх, по программе действовал гибридный очно-дистанционный формат обучения, но большинство преподавателей, понимая важность всей ситуации переносили свои практики в онлайн. С ноября по декабрь были слухи, что можно полностью перевестись группой на "карантин", заявив о том, что большинство в группе болеет. Неизвестно насколько всё это правда, но в середине ноября нашу группу перевели на карантин, так как заболел один из преподавателей на кафедре.

В середине декабря мы вышли из карантина и буквально несколько занятий провели очно. Далее была сдача зачётов онлайн и уход на новогодние каникулы, на этом этапе, собственно, мы сейчас находимся.

Что будет дальше - неизвестно, но из нескольких семестров можно сделать выводы об эффективности образования в условиях пандемии.

Attention! Далее будут мои мысли по поводу дистанционного образования.

В первую очередь затрону технический момент и его составляющую, а именно доступ к компьютеру и интернету, который есть далеко не у каждого.

Вспоминается история про школьника из Омска, который ради того, чтобы поймать интернет-соединение лез на одну из сосен в своей деревне. Разве это не происшествие образовательного процесса, когда человек вынужден рисковать своей жизнью, ради такой "тяги" к знаниям?

Далее можно посмотреть на ситуацию со стороны педагога, который сталкивается с дистанционным обучением впервые - он не видит "вживую" аудиторию, от этого может легко возникнуть впечатление, что преподаватель читает лекцию просто "в стенку" и никто его не слушает. Работать в таком формате крайне тяжело. Также есть старший по возрасту преподавательский состав, который не так хорошо владеет гаджетами и оргтехникой. Процесс интеграции в цифровое обучение требует достаточно многого времени и усилий.

От себя хочется сказать, что многие важные дисциплины и предметы фактически остались на самообучение и это не вина преподавателей, которые не могут привить интерес к своему предмету. Отсюда выходит следующий вывод - обучение будет по силам тем, кому оно действительно интересно. Студент сможет продемонстрировать свои знания вне зависимости насколько его перекрикивают в аудитории или он просто как человек - стеснительный. Вряд ли "отличник", гонящийся за баллами будет на самообучение вникать, к примеру, в философию, когда тихоня, любящей всей душой этот предмет, будет вгрызаться в гранит науки. Надеюсь я объяснил доходчиво эту мысль.

Одним из плюсов дистанционного обучения будет ... attentation ... свободное время, именно. Можно посвятить его саморазвитию или поиску подработки. Действительно, это так, можно добавить, что многие студенты умудряются работать на очном образовании. Но я сужу крайне из своего опыта, за всё время пандемии я ограничился несколькими подработками, на стабильную работу меня не брали из-за очного обучения, да и вообще не любят связываться с очниками. Так как обучение у меня на коммерческой основе я не могу его забросить. Гибрид дистанционного и очного обучения подразумевает, что в любой понравившейся момент для университета нас - студентов - могут выпустить, и ни о какой постоянной работе не может идти речи.

Также затрону момент финансовой составляющей. Система образования никаких скидок не предоставляет в такой трудный период. Сумма в 40-50 тыс.руб. за семестр для семьи из провинции - не малые деньги. В декабре были новости о том, что студенты МГУ и других ведущих столичных ВУЗов будут судиться за снижение платы за обучение из-за пандемии. Чем закончилась их инициатива - неизвестно, но ясно одно - качество образования не соответствует таким высоким ценам.

Прикрепляю ссылку на довольно-таки интересное исследование образования в условиях пандемии от РАНХиГС:

https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza

На этом я закончу, хотелось бы написать свои мысли по поводу пандемии в целом, возможно есть не только сплошные минусы. Спасибо за прочтение и до новых встреч, подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях!