Гончарное ремесло едва ли не старейшее на планете, а гончарный круг – один из самых древних станков, изобретенных человеком. Четыре тысячи лет назад им уже пользовались в Месопотамии, Древнем Египте и Индии. Независимо его изобрели и в доколумбовой Америке, но утратили изобретение еще до прихода в Новый Свет европейцев. Оказывается, и сегодня существуют народы, веками занимающиеся гончарным производством, но предпочитающие полагаться лишь на собственные руки и самые простые инструменты. И ведь это не дикие обитатели джунглей и не городские эстеты, проповедующие, как им кажется, отказ от благ цивилизации. Это современные люди, которые в быту пользуются мобильными телефонами, электроутюгами и синтетической одеждой. Однако когда дело доходит до искусств и ремесел, даже такие незамысловатые приспособления, как гончарный круг, они считают техническими излишествами.
Одна из таких гончарных традиций вот уже несколько веков процветает в южной части Вьетнама. Правда, на землях, которые до 1786 года принадлежали княжеству Пандуранга, последнему оплоту некогда могущественного государства Чампа (Тьямпа). Расцвет Чампы пришелся на VII–X века, после чего эта достославная держава стала все чаще и чаще проигрывать в стычках со своим северным соседом – Вьетнамом, пока около 1470 года наконец не пала ее столица – Виджайя. Дальнейшая история Чампы – это череда завоеваний одного ее княжества за другим, постепенная утрата самостоятельности, обернувшаяся в 1832 году окончательным поглощением со стороны Вьетнама.
Как государство Чампа более не существует, но народ, чамы, продолжает сохранять свою национальную и культурную самобытность. Больше всего чам сейчас проживает даже не во Вьетнаме, здесь их около 150 тысяч человек, а в соседней Камбодже – примерно 350 тысяч. Где бы чамы ни жили, они предпочитают селиться рядом с соплеменниками. В таких этнических поселениях они разговаривают на своем языке, молятся богам предков и занимаются традиционными ремеслами.
Происхождение чам остается предметом ученых споров. То ли они в незапамятные времена пришли с островов Тихого океана, то ли здесь их исконные земли. С вьетнамцами у них мало общего: чамы говорят на языке австронезийской языковой семьи, а их первоначальная вера – индуизм. Построенные чамами индуистские храмы считаются наиболее яркой частью их культурного наследия. Комплекс таких впечатляющих башнеподобных сооружений IV–XIII веков, расположенный недалеко от приморского города Мишон, стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Запоминающийся яркий облик чамских храмов в известной мере обусловлен строительным материалом – здания сложены из красного кирпича, без облицовки и штукатурки. Кирпич этот – одно из основных изделий чамских гончаров. Но не менее знамениты вазы и посуда – те самые, которые чамы ухитряются изготавливать без гончарного круга.
Историки считают, что деревня Баучук, расположенная в окрестностях города Фанранг-Тхайтям на юге Вьетнама, – один из древнейших центров гончарного ремесла не только в стране, но и во всей Юго-Восточной Азии. Все жители Баучук – чамы, при этом три четверти из четырех с половиной сотен семей, проживающих здесь, занимаются изготовлением керамической посуды. Изделия чамских мастеров – это не фарфор и даже не фаянс. Кому-то эта посуда покажется грубоватой. Она и впрямь вряд ли годится для императорского стола, но деревенские жители высоко ее ценят: она чрезвычайно прочна, а если стенки сосуда сделать потолще, он приобретает свойства термоса. Холодная вода, налитая утром в чамский керамический сосуд, останется прохладной много часов, несмотря на тропическую жару.
Главный секрет баучукской керамики – это исходный материал. Глину для своих изделий жители деревни заготавливают только на берегах реки Куао. «Из другой глины ничего не получится, – говорят местные гончары, – керамику мы должны наполнить духом нашей земли, которая некогда всецело принадлежала нам, чамам». В сыром виде эта глина исключительно пластична, а после обжига – очень крепка. В зависимости от типа посуды глину замешивают в определенных, разных пропорциях с песком. Если глина слишком сухая, прежде чем замешивать, ее на несколько часов замачивают.
Технология обжига керамики у чамских гончаров тоже отличается от общепринятой: обычно готовые изделия чамы просто выставляют на двор под жаркое солнце. Эта стадия производства длится от трех до десяти дней. Затем изделия зарывают в груде сухой рисовой соломы и веток и на протяжении нескольких часов поддерживают в этих сооружениях необходимый для правильного обжига режим горения и тления. Никакие печи и никакие искусственные добавки не используются.
Стилистика чамской керамики заметно отличается от вьетнамской. Как и вся культура чам, эти уникальные предметы больше тяготеют к традициям Индии, а не Юго-Восточной Азии. Основная продукция баучукских гончаров – это кухонная утварь: миски, горшки, котелки, кувшины и многое другое. Но на продажу они делают и керамические сувениры, декоративные вазы и другие красивые изделия, покрытые узорами и украшенные перламутром. Большинство покупателей – вьетнамцы. Иностранцы здесь бывают редко, а если видят чамскую керамику в магазинах, обычно не обращают на нее внимания. Да и вообще керамика – не лучшее приобретение для обычного туриста: она тяжелая и, даже сделанная из прочной глины по особому рецепту, довольно хрупкая. Потому поддерживается гончарное производство в деревне в основном за счет внутреннего рынка, благо что в стране эта посуда хорошо известна.
На местных базарах чамская керамика стоит копейки, зато уж если попадает в художественные салоны, особенно на Западе, продается по совсем другим ценам. «Никто из нас не разбогател на этом ремесле, – усмехаются мастерицы, – но на жизнь нам хватает, и мы знаем, что наши дети тоже будут гончарами».
***
Вы на официальном канале российского «National Geographic». Подписывайтесь, у нас интересно.