Найти тему
Shirsky Che

"Формула любви" = "Мастер и Маргарита"? Не замечали?;)

Есть несколько версий экранизаций великого романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", так же существуют разнообразные театральные версии.

Лично мне ( не обижайтесь;)) не нравится ни одна. Но я - зритель и читатель искушенный, мне угодить трудно)) Суть в другом.

Однажды, когда я очередной раз пересматривал горячо любимый мною и миллионами зрителей киношедевр "Формула любви", меня, что называется, накрыло)) Это же и есть "Мастер и Маргарита" в вольной интерпретации Марка Захарова и Григория Горина.

В этом фильме сошлось все - режиссерская работа, сценарий, великолепная музыка непревзойденного Геннадия Гладкова на стихи самого русского корейца, автора прекраснейших песен для кино - Юлия Черсановича Кима. Удивительно точная операторская работа, постановка, свет - все на высоте! Просто волшебный актерский состав: Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Семен Фарада, Александр Абдулов, Александра Захарова, Николай Скоробогатов, сыгравший кузнеца, и будущая Коменда - Елена Валюшкина, сыгравшая главную женскую роль, и Александр Михайлов ( не путайте со всеобщим любимцем, исполнителем роли Васи из фильма "Любовь и голуби"). И, конечно - главное лицо фильма, без которого трудно представить его существование - грузинский актер с мощной харизмой с каким-то античным налетом - Нодар Мгалоблишвилли.

Так вот, я считаю, что "Формула любви" имеет явные отсылки, даже общие корни с романом "Мастер и Маргарита". Приступим:

Граф Калиостро = Воланд

Нодар Мгалоблишвилли в роли Графа Клиостро в фильме "Формула любви"
Нодар Мгалоблишвилли в роли Графа Клиостро в фильме "Формула любви"

Магистр темных сил, иллюзионист, мистик, алхимик и почая и прочая - Калиостро ( в фильме его зовут Джузеппе, в отличие от его исторического прототипа - Александра Калиостро) стоит во главе свиты, путешествующей по России и проводящая то тут то там мистические представления. ( У Булгакова - представления в Варьете)

Калиостро представлен как личность непостижимая в глазах окружающих его людей, принимающих на веру заведомо ложные слова и действия Магистра.

Не могу себе с тех пор представить лучшего Воланда, чем Нодар Мгалоблишвилли. Именно, свойственная этому потрясающему актеру какая-то древняя мудрость во взгляде - тяжелом и глубоком, эти античные черты, аристократическое благородство. С ним в этом мог бы сравниться разве что Кристофер Ли.

Лоренция = Гела

-3

Жгучая, яркая, роковая ассистентка графа - Лоренция, всюду следующая за своим господином, выполняющая все его распоряжения касающиеся обмана, соблазна и даже убийства - настоящая ведьма, неотъемлемая часть свиты Воланда-Калиостро. Ей была уготована роль соблазнительницы наивного и чистого юноши - помещика Алексея. Она коварна, обворожительна, обладает поистине колдовским взглядом. Любит графа, но молчит об этом. Самая верная его спутница.

Жакоп = Фагот-Коровьев

-4

Впервые , увидев игру и образ Александра Абдулова в этом фильме я понял - вот так и должен быть изображен и сыгран Фагот - кривляка и интриган из свиты Воланда. Главная деталь, указывающая на эту параллель просто очевидна - лорнет, в который то и дело смотрится графский кучер. Вообще, я считаю, что все свои самые сильные роли Александр Абдулов сыграл именно у Марка Захарова.

В большей степени параллель Жакоп/Фагот раскрывает его дуэт с персонажем по имени Маргадон.

Маргадон = Кот Бегемот

-5

Обаятельный низкорослый человечек с мурлыкающим голосом ( актерская особенность Семена Фарады), неотступно сопровождающий своего друга всюду и составляющий с ним незабвенный дуэт двух очаровательных проходимцев.

Главная деталь, которую Маргадон упоминает часто - "В прошлой жизни я был котом" .

Доктор = Доктор Стравинский

-6

Обаятельнейший циник, с легкостью выводящий шайку Калиостро на чистую воду, доктор в исполнении лучшего Мюллера всех времен и единственного в мире Велюрова - Леонида Броневого. Его спокойная рассудительность, поистине броневой характер, иммунитет ко лжи всякого рода - все это очень похоже на Доктора Стравинского из романа Булгакова. Доктор в "Формуле любви" - это, если угодно, - мощная сила Света, защищающая молодых влюбленных. Он с легкостью начинает доминировать в разговоре за столом. Все подвергает ироническому сомнению, при этом, не вступая в открытый конфликт, он обесценивает попытки графа очаровать иллюзорным могуществом жителей и гостей дома помещиков Федяшевых.

Алексис = Иван Бездомный / Мастер

-7

Параллель скорее штрих-пунктирная, но имеющая место.

Вообще - у Булгакова линия Иван Бездомный - Мастер проглядывается как развитие одной души, изначально заблудшей и наивной, а в конце - окрепшей и нашедшей себя. Мастер, можно сказать - дремавшая до поры часть Ивана Бездомного.

Алексис - Алексей Федяшев - молодой помещик, влюбленный в свой бестелесный идеал - статую прекрасной дамы (нимфы?), пылкий в суждениях молодой человек, наивный поначалу, который обретя истинную любовь, пришел в себя. Отрекшись от самообмана он становится взрослым и способным на поступок. Почти весь фильм до осознания правды Алексей ведет себя как Иван Бездомный превратившийся в шизофреника по воле Воланда, после происшествия на Патриарших. В дуэте со своей возлюбленной Алексей больше становится Мастером.

Мария = Маргарита

-8

Мария - главная лирическая героиня фильма - простая, но, по своему, мудрая девушка, не поддающаяся чарам калиостро. Она несет в себе ту-самую силу настоящей любви, способной исцелить Мастера- Алексиса. Она раскрывает в Алексее его, дремлющую до поры, силу, мужественность, способность принимать жизнь.

Конечно, очевидно, что Григорий горин и Марк Захаров делали совершенно самостоятельный шедевр. Поэтому параллели довольно шатки, имеют скорее свойство общего силуэта. Но, как это часто бывает в литературе и кино, у этого шедевра был свой великий предшественник.

Искусство - неисчерпаемый источник. А великое искусство всегда таит в себе массу тайн, подсказок, деталей и нюансов.

Дорогие друзья, надеюсь, вам было интересно. Подписывайтесь, самовыражайтесь. Рад видеть вас у себя)))

#формула любви #советское кино #советские актеры #мастер и маргарита #шедевры кинематографа