Найти в Дзене
LIGRA

"Это город для глаз"... и для ног. Традиции обувного ремесла в Венеции

Какую обувь шьют в Венеции? Что носили местные дамы в эпоху Возрождения? Что такое кальканетти высотой в 60 см? Обо всём этом в рубрике #интересные факты от гидов LIGRA рассказывает гид в Венеции Наталия

На калле Карминати недалеко от моста Риальто находится яркая витрина с обувью. Сложно не обратить внимание на настоящие произведения искусства.

Мастер непревзойдённой обуви - Джованна Дзанелла. 25 лет назад она встретила лучшего сапожника Венеции, который поведал ей секреты своего мастерства. С тех пор она каждый день создаёт настоящие шедевры из кожи.

Кто из нас не мечтает об идеальной обуви! Но где заказывали обувь венецианцы сотни лет назад?

Ещё в XIV веке в городе на воде появилось несколько ремесленных братств Сапожников: Каллегери - изготавливали туфли и сапоги из отменной кожи, Дзаватьери - производили башмаки и тапочки из разного материала. На портале братства сапожников до сих пор находим рельефы башмаков. А чуть выше часто встречающая сцена из жизни Святого Марка.

Когда святой прибыл в Александрию, он отправился к сапожнику Аниану починить сандали. Работая, сапожник поранил руку, из которой полилась кровь. Святой Марк перекрестил его руку и рана зажила. Удивленный таким чудом, Аниан поверил в Иисуса, стал учеником евангелиста, и впоследствии святым покровителем сапожников.

-2

С XIV века в Венеции существовало ещё одно братство - немецкие сапожники. Кстати, невозможно было работать сапожником и не входить в ассоциацию. А чтобы стать членом братства, надо было поработать у мастера минимум 2 года как подмастерье.

Рассмотрим картины, чтобы понять, какая обувь была в моде. В XV веке часто встречались женщины на деревянных платформах, высота которых доходила до 60 см. Их называли «кальканетти». Чем выше платформа, тем выше положение женщины (больше денег уходило на платье). Дамы часто падали, ноги ломали. Таким образом, вскоре законом запретили высокие кальканетти. Платформы стали ниже, ноги женщин спокойнее.

На картине Карпаччо «Две дамы» наблюдаем на ногах башмаки, которые носили дома, а рядом слева видим красные высокие платформы.

Витторе Карпаччо "Две венецианские Дамы", 1490 - 1495 гг
Витторе Карпаччо "Две венецианские Дамы", 1490 - 1495 гг

Интересны тапочки рядом с кроватью на картине «Сон Урсулы». Карпаччо часто изображал Венецию и венецианцев на своих полотнах, даже если сюжет был о другой стране.

Витторе Карпаччо "Сон Святой Урсулы" 1495 г
Витторе Карпаччо "Сон Святой Урсулы" 1495 г

Обувь мужчин на картине «Возвращение послов» была попроще.

Витторе Карпаччо "Приезд английских послов ко двору короля Бретани", ок.1495 г
Витторе Карпаччо "Приезд английских послов ко двору короля Бретани", ок.1495 г

А вы покупаете обувь, сшитую на заказ?

Автор: Наталия Дмитрук, лицензированный гид в Венеции

https://youtube.com/channel/UCNdOZLOXaQqtEpdiiW-25zQ