Найти тему
Ольга Шадрина

Алтай. Усть-Сема 1935 год. Открытие моста через Катунь

Просто удивительная фотография попалась мне на глаза. На ней запечатлено празднование открытия моста через Катунь в Усть-Семе, что происходило в 1935 году.

На переднем и центральном плане кадра показан автомобиль ГАЗ ААА, на подножках которого справа и слева стоят двое мужчин: один в военной форме, другой в штатской одежде. Лица их не в унисон празднику и не в духе современного времени – серьезные и целеустремленные. По всей видимости, если вглядеться внимательно, то эти товарищи представители двух народов: русского и алтайского. Скорее всего, этот автомобиль и, стоящие на его подножках ответственные товарищи, открывают движения по мосту. По обочинам моста стоят колоннами трудящиеся - мужчины и женщины. По их лицам читается настроения народного праздника. В ладоши они не хлопают, но на лицах улыбки. Все люди с покрытыми головами. Незамысловатая одежда их не зимняя, хотя на горах еще лежит снег. Колонны людей довольно длинные, многочисленные. Дальняя перспектива закрыта едущей машиной. Лица, сидящих в машине людей, скрыты стеклом. Фары не включены. Настил моста деревянный.

Фотография отличается прекрасной композицией. На ней показано все самое важное в этом торжестве. Над машиной мы видим сооруженную арочную конструкцию, на которой написано: «Вперед к новым победам!», что подтверждает значимость этого объекта для той эпохи. Венчает арку шпиль с флагом. Погода была безветренной, флаг не развевается. Так же флажки укреплены по углам прямоугольной арки и установлены они под углом, поэтому их полотнища раскрыты. Очевидно, что флаги красные, что в духе того времени.

Между шпилем и перекрытием арки установлен портрет, смею предположить, что Сталина. Своды арочной конструкции украшены хвойными ветками.

Очень ценно и то, что на снимке есть надписи места, года, марки автомобиля и автора снимка. "Ойротия 1935 г. фото: Прехнер Михаил, ГАЗ ААА".

Фотография передает не только важность события того времени для Алтая и для страны, но и погружает смотрящих на нее в атмосферу той далекой эпохи.

К сожалению в моем распоряжении нет общей фотографии того моста, построенного в 1935 году, да и материала о нем мне известно не совсем и много. Но эта фотография дает информации больше, чем сухие сведения о том событии.

Большая часть мостов через Катунь привязана к Чуйскому тракту, который долгое время был почти единственной транспортной артерией, связывающей Горный Алтай с остальной Россией, и являющейся одной из основных дорог на Монголию.

Свое развитие Чуйский тракт получил в 30-е годы. Именно тогда Советский Союз начал всерьез дружить с Монголией, а возможно - и готовиться к советско-японскому столкновению. В те времена было построено два "стратегических" моста через Катунь: один из них – у поселка Иня, другой около села Усть-Сема.

Архивное фото
Архивное фото

Известно, что мост через Катунь у села Усть-Сема 1935 года был деревянным и подвесным. Он был построен под руководством А.И. Труевцева, считается, что силами заключенных. Наверняка, сохранись мост до наших дней, он являлся бы памятником инженерной мысли и архитектуры того времени.

В 1959 г. деревянный мост сменил железобетонный, созданный по проекту главного инженера Тарышкина, который стал первым железобетонным мостом через Катунь на Чуйском тракте.

Очень жаль, что усть-семинский мост 1935 года не удалось сохранить, так же как удалось сохранить мост 1959 года строительства.

17 ноября 2010 года в Чемальском районе Республики Алтай у с. Усть-Сема торжественно сдан в эксплуатацию новый мостовой переход через реку Катунь. Сейчас это самый большой мост в Республике Алтай, его протяженность составляет 309 метров, ширина проезжей части - 11 метров, плюс два тротуара шириною по метру. Он соединяет территорию 6 районов республики с остальными муниципалитетами, обеспечивает большую часть потребностей в местных связях и перевозках.

Новый мост через Катунь. Фото Ольга Шадрина
Новый мост через Катунь. Фото Ольга Шадрина

Было принято решение новейший мост создать на удалении от прежнего - ниже по течению Катуни. И это очень правильно. Памятники мостостроения надо сохранять и реставрировать. Это важно для нас, наших детей и внуков.

Каждый старый мост – это музейная экспозиция под открытым небом.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото: Михаил Прехнер, современные фотографии автора