В мировой истории арабская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Она явилась важным связующим звеном между культурой античности и средневекового Запада.
Помимо собственно арабского элемента, арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы фактически стали наследниками эллинистическо-римской культуры. Багдад, Дамаск и другие арабские города были центром культуры и науки. Именно в те времена стали распространяться по миру алгебра, шахматы, арабские цифры, восточные сказки, а также труды арабских историков. Записанные со слов путешественников труды историков содержали в себе знания об окружающих странах, в том числе и о древней Руси.
Зачастую арабские летописи становились единственными свидетельствами о жизни Руси дохристианского периода.
Давайте почитаем, что пишут выдающиеся арабские ученые о древних славянах.
Арабский писатель Ибн-аль-Надим в «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» сообщает: Русские письмена. Мне рассказывал один, что один из царей горы Кабк [Примечание: гора расположена на Кавказе] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли это слова или отдельные буквы.
Персидский историк Фахр ад-дин Мубарак-шах Марварруди: «У хазар есть также письмо, которое происходит от письма русов. Хазары пишут слева направо и буквы не соединяются между собой. У них 21 буква: Б, Дж, Д, h, В, З, Х, th, Й, К, Л, М, Н, С, Г, Ф, Q, Р, Ш, Т, S
Арабский географ Абу-Али Ахмед Бен-Омар Ибн-Даста пишет: "От земли Печенегов до земли Славян 10 дней пути. Путь туда идет по степям, по местам бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Земля Славян есть равнина лесистая; в лесах они и живут.
Славяне не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается.
Зовутся эти кувшины ульями и заключают в себе каждый около 10 кружек меду. Разведением свиней занимаются они, ровно как и овцеводством.
Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножем руки и лица. На следующий день по сожжении покойника, отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут его в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше, и несут их на тот холм, где родственники покойного собираются, едят, пьют и затем расходятся.
Если у покойника было три жены, то та из них, которая утверждает, что она особенно любила его, приносит к трупу его два столба и вбивает их стоймя в землю, потом кладет третей столб поперек, привязывает посреди этой перекладины веревку, становится на скамью, и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи: тогда скамью вытаскивают из под неё, и женщина остается повисшею, пока не задохнется и не умрет. После этого труп её бросают в огонь, где он и сгорает.
Хлеб, наиболее возделываемый славянами, — просо. В пору жатвы кладут они просяные зерна в ковш, поднимают его к небу и говорит: «Господи, ты, который даешь нам пищу, снабди теперь нас ею в полной мере»!.
Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сожигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою, что Бог оказал милость покойному взяв его к себе. Рабочего скота у них мало, а верховых лошадей имеет только один упомянутый человек. Вооружение их состоит из дротиков, щитов и копий; другого оружия не имеют.
Глава их зовется супанеч. Ему они повинуются, и от приказания его не отступают. Жилище его находится в середине земли Славян. Помянутое выше лицо, которого титулуют они «главою глав», зовется у них Святополк. Это лицо стоит выше супанеча, который считается лишь его наместником. Он имеет верховых лошадей и питается исключительно кобыльим молоком. Есть у него также прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Здесь у Славян происходят ежемесячно, в продолжение трех дней, торг: продают и покупают.
В земле Славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земли род погреба, который покрывает деревянною остроконечною крышею, как видим у христианских церквей, и на крышу эту накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством, и взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне до красна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до самой весны.
Восточный путешественник Ибн Хаукал в своей «Книге путей и государств» пишет следующее: "Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом Куябой [Примечание: Киев], который есть больше Булгара. Другое племя выше первого; оно называется Славия [Примечание: Новгород]. Еще колено же называется Артания, а царь находится в Арте [Примечание: город ныне не существует, располагался на территории современной Воронежской области на Дону]. Люди отправляются торговать с ними в Куябу: что же касается Артаны, то я не слыхал, чтобы кто-нибудь рассказывал, что он был там с иностранцами, ибо они убивают всякого иностранца, вступающего в их землю. Но они спускаются по воде и ведут торговлю, ничего не рассказывая про свои дела и товары и не допуская никого провожать их и входить в их страну. Из Арты вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец.
Рус есть народ, который сжигает своих мертвецов. Одежда их — малые куртки; одежда же Хазар и Булгар — целые куртки. Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают ее на подобие лошадиной гривы и окрашивают ее желтой (или черной) краской. Русы постоянно торгуют с Хазаром и Румом. Хазарское море [Примечание: Каспийское] не соединяется с другими морями, кроме того только, что в него впадает Русская река, известная под названием Итиль [Примечание: Волга].
Вот такой вот получился "взгляд со стороны".
Если вам понравилась статья ставьте лайки, пишите комментарии. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Как описывал Россию времен Ивана Грозного английский купец Ричард Ченслор.