Найти тему
Urpguide

Как остановить непрерывный безумный рост Москвы?

Эта публикация и по тону и по содержанию будет существенно отличаться множества других постов на нашем канале.

Обычно мы излагаем интересные факты, так или иначе касающиеся прошлого столицы: исторические здания, исторические топонимы, исторические деятели, исторические цены... Это то, из чего по сути дела и состоят экскурсии, которые проводят наши гиды, наши краеведы, наши урбанисты.

В этом же посте речь пойдет о будущем - о будущем Москвы и (более общо) Московской агломерации.

Мы попробуем порассуждать о том, как должен развиваться город, чтоб оставаться комфортным для жителей с одной стороны, и чтоб не мешать развитию страны с другой стороны.

Сейчас - явно мешает.

Взгляните хотя бы вот на эти данные:

Более 20% россиян хотели бы переехать жить и работать в Москву - главный вывод из соцопросов ФОМ, ВЦИОМ, HeadHunter и ВШЭ.

Или вот еще:

64% женщин отметили, что хотели бы выйти замуж за москвича...

Или вот, например:

Согласно анализу ИСЭПН РАН, в 2018 г. доля въезжающих на работу в Москву в общей численности занятых составила уже 22%...
Собор Покрова на Рву (он же храм Василия Блаженного) - символ Москвы!..
Собор Покрова на Рву (он же храм Василия Блаженного) - символ Москвы!..

В общем, с этим надо что-то делать. Что именно - читайте далее (и не забывайте разглядывать приложенные фотогалереи: у нас и фотографии красивые, и подписи к ним умные!).

Итак, дано:

  • непрерывно растущий мегаполис: Москва непрерывно растет уже 30 лет,
  • непрерывно растущие пригороды мегаполиса:
    практически все города-спутники также непрерывно растут, например, - Химки - рост населения +90% за 30 лет,
    - Долгопрудный - рост населения +65% за 30 лет,
    - Мытищи - рост населения +52% за 30 лет,
    - даже население удаленного почти на 50 км от вокзала Раменского выросло на 37% за 30 лет,
  • депопуляция многих областных и районных центров: актуальные исследования социологов, демографов, экономистов дают ясное представление о том, как Московская агломерация буквально высасывает людей из Тверской, Ярославской, Тульской областей, а также из более удаленных регионов (например, из Поволжья и даже Сибири).

Итак, требуется:

  • сделать развитие как Москвы, так и остальной России более сбалансированным.

Сейчас о балансе говорить явно не приходится: ради работы в Москве люди порой тратят по 2, 3 и даже 4(!) часа на дорогу только в один конец. Скончавшийся три дня назад видный отечественный экономист Михаил Лемешев не так давно прокомментировал это следующим образом:

[В тяжелой ситуации] оказываются миллионы тех, кто вынужден ехать на работу из Александрова или Можайска, из Малоярославца или Коломны и других городов, отстоящих на сотню, а то и более километров от Москвы. Таким приходится затрачивать на дорогу по 4, а то и по 5 часов в один конец. Изменить этот убийственный образ жизни люди не могут, потому что в местах их проживания практически все производственные мощности разрушены, царит безработица.
Человек, живущий в условиях постоянной психологической напряженности, при высоком уровне загрязнения окружающей среды ... неизбежно попадает в состояние коллапса, теряет не только физиологическое здоровье, но и мыслительную способность... [житель] уже с начала рабочего дня подвержен стрессовому состоянию, отнюдь не способствующему творческому и производительному труду. Более того, он утрачивает способность реально мыслить – принимать разумные решения.

Разумеется, люди стараются как-то адаптироваться, но альтернативы порой оказываются не лучше:

  • одни работники переходят на вахтовый метод (с графиком "две недели через две недели"), что естественным образом отрывает их от родного дома, от семьи, от нормального распорядка с вечерним досугом и выходными,
  • другие работники вынуждены тратить заработанное на аренду квартир поближе к месту работы; разумеется, они выбирают самые дешевые предложения, да еще и снимают жилье "в складчину", что сказывается на качестве жизни (представьте себе 3-4 арендаторов в однушке в экологически неблагополучном районе).

Итак, что же можно сделать? Мы подумали об этом сами и опросили нескольких экспертов (ученых, бизнесменов, общественных деятелей). Ниже - предложенные решения.

Идея номер 1: раздача земли

На что ориентирована идея: на развитие сел, деревень, хуторов

Да, стране нужна условная программа "Костромской гектар" (а также "Рязанский гектар", "Смоленский гектар", "Гектар на Вятке" и пр.).

Еще раз подчеркнем: это должен быть не дальневосточный гектар, а гектар земли, расположенной сравнительно близко к местам проживания большей части населения страны.

Предоставление земли вкупе с реализацией программ по льготному автокредитованию (жить в глубинке без автомобиля невозможно) и благоустройством дорог само по себе способно немного замедлить отток людей из глубинки в Москву и крупнейшие города и областные центры (СПб, Казань, Тверь и пр.).

Вдобавок к этому можно запустить программу по льготному кредитованию и лизинговым программам не только на приобретение автомобилей и прицепов (еще раз подчеркнем: без них в деревне никак), но и на приобретение мини-ГЭС и СЭС, агропромышленного и деревообрабатывающего оборудования, рефрижераторов. Так и селянам будем чем заняться, и отечественные производители оборудования, инструментов, генераторов смогут увеличить сбыт продукции

Причем не так уж и важно, постоянно ли люди будут жить в обустроенных ими усадьбах или будут жить в них временно (в "дачно-летнем режиме", например). В случае постоянного проживания они будут вести регулярное хозяйство, зарабатывая и тратя деньги здесь же в глубинке. В случае временного проживания они также будут тратить деньги здесь (пусть и меньше), даже если эти деньги заработаны в крупном городе: так и так в строительство и дальнейшее обустройство усадьбы надо вкладываться, а уж будет ли это великолепное имение или просто небольшой деревянный домик - каждый решит сам.

Более того: можно даже разрешить продажу подобной "дармовой" земли. Логика тут простая: вы получили гектар, задумав обосноваться на природе и рассчитывая заниматься мелким сельским хозяйством (например, выращивать зелень и ягоды). Но что-то пошло не так, и ваши планы через 5 лет изменились. Государство будет только в плюсе, если вы продадите эту землю какому-то физлицу (пусть оно обустраивает здесь усадьбу вместо вас) или даже юрлицу: если кто-то решил построить дом отдыха или заняться производством клюквенного варенья в промышленных масштабах или обустроить пилораму, то что в этом плохого? Налоги, рабочие места, инвестиции - сплошные плюсы!..

Русская культура - это культура людей, тысячу лет живших в своих домах на природе. Русский быт - это быт людей, тысячу лет живших в своих домах на природе.

Даже сегодня множество горожан готовы отказаться от прелестей городской жизни при небольшой помощи со стороны государства. По данным экспертов, публиковавших статьи в научном журнале "Народонаселение", уехать из крупных городов готово от 1,5 до 8% населения. Раздача земли и компенсация трат на переезд - отличный инструмент, стимулирующий приток людей в деревню.

Огромное количество земель пустует, огромное количество населенных пунктов деградирует. Особенно это касается нечерноземных регионов. Если условная Псковская или условная Ивановская область получит приток хотя бы в 10 тысяч человек, из которых половина будет в трудоспособном возрасте, то это уже изменит к лучшему жизнь десятков умирающих сельских населенных пунктов. Москва же подобную потерю населения переживет без проблем.

Идея номер 2: льготная ипотека для индивидуального или малоэтажного жилищного строительства + поддержка девелоперов, строящих в малых городах

На что ориентирована идея: на развитие малых городов

Это очень большая проблема: во многих городах с населением 5-50 тысяч человек нормального жилья просто нет. Люди живут в старых хрущевках, в деревянных домах-бараках сталинского времени, в дореволюционных строениях. Современное строительство девелоперами при этом практически не ведется: нет спроса, нет платежеспособных покупателей. Стало быть, и окупаемость любого проекта вида "ща как привезем краны, ща как пригоним рабочих, ща как построим 14-этажку" под большим вопросом. В таких условиях люди покидают малые города еще и от осознания невозможности в разумные сроки улучшить жилищные условия.

Только представьте: сейчас в 800 из 1100 городов России современное жилье не строится вообще. Причем среди этих городов есть не только крохотные депрессивные райцентры, где умерла вся промышленность и вся торговля, но и вполне крупные индустриальные города на 100, 300 и даже 700 тысяч человек!.. Стоит ли удивляться, что люди стремятся перебраться в Москву (СПб, Екатеринбург, Воронеж, Краснодар и в еще несколько более или менее благополучных городов)?

Но если государство начнет (а несколько недель назад вроде как действительно начало) предоставлять льготные ипотечные кредиты для ИЖС и субсидировать девелоперов, предлагающих современные (высокотехнологичные и при этом сравнительно бюджетные) проекты домов на несколько квартир, то это поможет решить извечный пресловутый "квартирный вопрос".

Современные строительные технологии позволяют строить быстро и качественно! Это может быть деревянный каркас, это могут быть ЛСТК, это могут быть иные решения, обеспечивающие эстетическую и экономически обоснованную застройку городов.

30000 рублей за квадратный метр нового жилья - это вполне реально. А при некоторой оптимизации можно и еще дешевле!..

И, разумеется, многие люди предпочтут жить не в крохотной 18-метровой студии в безобразной 25-этажке на окраине "города-миллионнера", а в своем доме на 150 "квадратов" или хотя бы в трехкомнатной квартире в новом 3-этажном доме в родном райцентре.

Более того, многие обитатели Москвы и крупных областных центров при таком раскладе смогут задуматься о переезде в небольшие города (или хотя бы о приобретении там недвижимости для своих родных, в первую очередь представителей старших поколений, столь ценящих тишину и размеренный ритм жизни райцентров).

Идея номер 3: сотрудничество столичных и провинциальных вузов/школ

На что ориентирована идея: на развитие малых городов

2020 год наглядно показал все преимущества удаленной работы. Дистанционно стали работать даже те, кто прежде подобным образом не работал никогда.

Понятно, что составители поездов, стоматологи или сантехники на "удаленку" не переходили и едва ли перейдут в обозримом будущем (хотя, например, в случае с дальнобойщиками или терапевтами уже не все так однозначно - представители этих профессий, видимо, со временем будут работать дистанционно; а удаленное управление морскими судами в той же Норвегии и вовсе стало реальностью: гуглите про судно Yara Birkekand, например). Но стоматологами и сантехниками мир не ограничивается: огромное количество компаний и огромное количество профессий быстро перешли на рельсы новой "ковидной" жизни.

Что из этого следует?

Из этого следует понимание, что необязательно держать офисы в Москве и тем более необязательно заполнять их местными дорогими специалистами.

Дизайнеры, системные администраторы, бухгалтеры, юридические консультанты, университетские лекторы и уж тем более контент-менеджеры и специалисты техподдержки могут успешно работать, располагаясь в небольших областных и даже районных центрах, - лишь бы был быстрый интернет!..

В таких условиях на работу можно и даже нужно нанимать людей, получивших образование и проживающих здесь же в провинции, если... если это образование действительно качественное!

Не секрет, что молодежь очень часто покидает малые города и тем более пгт/села/деревни и отправляется на учебу в областные центры, Москву, Санкт-Петербург. (Во многом схоже ведет себя и взрослое население, только люди уезжают уже не учиться, а трудиться.)

В этом плане очень интересна работа московского географа А.Алексеева и тверских географов Д.Виноградова, И.Смирнова и А.Смирновой, изучивших в 2020-м году миграции и социальные связи жителей Тверской области. Картина у них получилась следующая:

  • жители районов северо-запада Тверской области в массе своей тяготеют к Санкт-Петербургу,
  • жители южных и восточных районов Тверской области тяготеют к Москве,
  • в приграничных районах в конкуренцию за человеческий капитал вступают также Ярославль, Смоленск и даже Череповец (да, это не областной центр, но благодаря наличию крупных предприятий и большому населению он сопоставим с областными центрами).

Логика тут проста и понятна: в депрессивной Тверской области ловить нечего; люди это понимают и думают о том, с какими бы крупными центрами образования и экономической деятельности стоит связать свою жизнь.

Очевидно, схожий расклад наблюдается и в других регионах Центральной России.

Вот и получается, что молодые люди - умные, инициативные, энергичные - уезжают из родных населенных пунктов... Уезжают - и при этом обычно не возвращаются! Очевидно, число уехавших было бы куда меньше, если бы достойное образование можно было получить на месте - без переезда в общежитие хорошего столичного вуза. Решить эту проблему можно разными способами, но приоритетный вариант - повышение качества образования в местных школах и вузах, которое можно обеспечить в рамках сотрудничества провинциальных институтов и столичных университетов. При посредничестве московских и питерских специалистов местные преподаватели, студенты и даже школьники могли бы больше узнать

  • о научных грантах и о том, как их получать,
  • о востребованных профессиях и общих требованиях современных прогрессивных работодателей,
  • о современных форматах коммерческого сотрудничества с органами власти и бизнесом (российским и даже зарубежным).

При реализации подобного сценария благодаря дистанционному взаимодействию провинциальные студенты наравне со столичными смогут участвовать в научных конкурсах, кейс-чемпионатах, воркшопах и мастер-классах, а это в свою очередь повысит их шансы на успешное трудоустройство - в московские, питерские или местные компании. А это в свою очередь позволит им не мучиться от безработицы и позволит скорее добиться хорошего уровня жизни.

Тут есть и такой интересный момент: дело в том, что (в том числе вопреки популярным мифам) образование, которое получают дети в школах малых городов и даже сел в той или иной мере по-прежнему является вполне конкурентоспособным.

Приведем лишь один (но очень показательный) пример:

...шестьсот лет назад Серпейск (Калужская область) был столицей целого княжества, но сегодня это небольшое село с 650 жителями и одной-единственной школой. Тем не менее из 7 одиннадцатиклассников, выпущенных данной школой год назад, один смог поступить в МГТУ им. Баумана (пусть и не на самый престижный факультет). Конечно, многое зависит от упорства и способностей самого абитуриента, но факт есть есть факт: даже после сельской школы можно поступить в известнейший столичный вуз!..

Внедрение современных форматов дистанционного обучения (а затем и работы) позволит сохранить часть молодежи на местах, что, конечно, благотворно скажется на общем положении небольших городков.

Идея номер 4: прекратить субсидировать девелоперов, работающих в Москве и Подмосковье

На что ориентирована идея: на снижение привлекательности Москвы как таковой, на развитие строительства вне Москвы и Московской агломерации

Как известно, в Москве сложился следующий порочный круг:

столичный статус - много гос.структур и много компаний - высокая концентрация рабочих мест (в том числе хорошо оплачиваемых) - высокая потребность в недвижимости - высокий спрос на новостройки - поощрение городскими властями строительных программ - обширный ввод новой жилой и деловой недвижимости - рост привлекательности города как такового - рост числа компаний - рост числа рабочих мест - рост потребности в недвижимости - высокий спрос на новостройки - строительные программы - ввод новой недвижимости...

При всем при этом город тратит деньги не только на строительство, но и развитие транспортных систем. К чему это приводит, догадаться нетрудно: развитие транспорта означает, что добраться до центра или полупериферии (где и находятся офисы респектабельных компаний) все проще, а значит, покупать жилье можно все дальше: метро, выделенные автобусные полосы и многочисленные автомобильные хорды позволяют тратить на дорогу час-полтора, максимум - два, что, конечно, не супер, но в принципе терпимо. Таким образом Москва растет во все стороны сразу...

Город привлекает все больше и больше людей. Декан факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ Н. Куричев даже подсчитал, что строительство жилья в Москве и ближайшем Подмосковье каждый год привлекает в Москву более 250 тысяч человек из других регионов.

Только представьте себе: за 10 лет получается плюс два "города-миллионера"! Чудовищные цифры!

Кстати, Н. Куричев подсчитал и другое: 94% новостроек в Москве и московской агломерации расположены таким образом, что время езды на личном авто от них до центра столицы составляет 1,5 часа или менее. Иными словами, транспортные издержки велики, но все же приемлемы, а значит, по мере строительства новых дорог и новых веток метро Москва/Московская агломерация будет расти и далее, ведь девелоперам будет выгодно строить новое жилье даже на значительном расстоянии от делового центра столицы - спрос-то на это жилье со стороны работающих в Москве людей в таких условиях сохранится.

А почему все так плохо?

А потому что еще с 1990-х годов проводится довольно вредная политика экстенсивного развития.

В Москве сначала застроили пустовавшие в советских времен земли, потом застроили небольшие доступные участки (речь о ненавистной москвичам "точечной застройке"), потом стали застраивать бывшие промзоны и иные малопривлекательные участки (например, места с неиспользуемыми железными дорогами, коллекторами, полигонами).

Все это время в Подмосковье также шло масштабное строительство - земли-то много! Сначала строили поближе к Москве. Потом - поближе к железным дорогам, ведущим в Москву. Потом (по мере роста автомобилизации) - поближе к шоссе, ведущим к Москву.

Карта застройки столицы и пригородов стала напоминать огромного осьминога с щупальцами (автомагистралями и линиями пригородных поездов). Все это можно разглядеть даже на мелкомасштабной карте:

Нетрудно догадаться, что бурая палочка на юг от Москвы - это застройка вдоль трассы М-2, а на юго-восток уходит рыжая линия, соответствующая городам, стоящим вдоль Казанского направления Московской железной дороги; на севере столицы легко определить дороги, ведущие в Санкт-Петербург и Ярославль; источник: исследования компании Smartloc
Нетрудно догадаться, что бурая палочка на юг от Москвы - это застройка вдоль трассы М-2, а на юго-восток уходит рыжая линия, соответствующая городам, стоящим вдоль Казанского направления Московской железной дороги; на севере столицы легко определить дороги, ведущие в Санкт-Петербург и Ярославль; источник: исследования компании Smartloc

При этом в районе "головы осьминога" доступного жилья строили сравнительно мало, зато число рабочих мест (в основном офисных и торговых) росло совершенно невероятными темпами. Сегодня в центре столицы на один квадратный километр приходится по 20.000-25.000 рабочих мест!.. Впечатляет, верно!?

При всем при этом положение самих москвичей в общем-то не улучшилось. Можно даже сказать, ухудшилось: конкуренция за рабочие места непрерывно растет, с экологией все хуже и хуже из-за роста автомобильного трафика, нагрузка на общественный транспорт и общественную инфраструктуру колоссальна...

В особенно неприятной позиции оказался средний класс: его представители не могут купить элитное жилье (его в Москве строят достаточно много, но оно безумно дорогое) и совершенно точно не хотят покупать крохотные студии или квартирки на окраине города и тем более в пригородах вроде Балашихи или Люберец: там жилье разбирают в основном или те, кто перебрался в Москву с накоплениями из других регионов, или те, кто перебрался в Москву без сбережений и смог накопить уже здесь (к их числу относятся и трудолюбивые гастарбайтеры из Средней Азии, например).

Таким образом, власти совершили чудовищную ошибку и, видимо, совершили ее намеренно, так сказать, из корыстолюбия: вместо того, чтоб отказаться от поддержки девелоперов (что, конечно, привело бы к росту цен на жилье, что в свою очередь сделало бы идею перебраться в Москву из провинции не такой привлекательной) и заняться решением реальных городских проблем, чиновники совместно с девелоперами тупо застроили все, что можно было застроить.

Вы хотели больше парковых зон? Не, мы лучше все застроим 30-этажками!

Вы хотели видеть современные форматы жилья, как в Вене, Копенгагене, Сиэтле или Мельбурне? Не, мы лучше все застроим бетонными 30-этажками!

Вы хотели повысить транспортную связность города? Хотели видеть комфортные улицы на пару полос, велодорожки, трамвайные пути? Не, мы лучше все застроим 30-этажками! И хордами! Хордами, на которые вы будете смотреть из своих крохотных студий в 30-этажках!

В последние годы подобный бардак стал идти под эгидой реновации.

Само слово "реновация" тут звучит абсурдно: "реновация" означает "обновление". Но никакого реального обновления (по рецепту Германии, Чехии, Швеции, Великобритании или даже ряда городов США - об опыте зарубежных стран читайте ниже) тут нет. Мы видим массовый снос жилья и возведение безобразных бетонных "человейников" (например, с традиционными мерзкими вентфасадами из дешевого керамогранита).

Инсоляция? Парковки? Зеленые насаждения? Доступные стадионы? Ну что вы!.. На фоне миллионов квадратных метров это все мелочи, это все никому не нужная ерунда :)

Сегодня многоэтажные дома в Москве ставят

  • на месте бывших заводов (в том числе оставивших после сегодня загрязнения из тяжелых металлов), на месте бывших нефтебаз,
  • возле железной дороги (или даже возле двух железных дорог... или - внимание! - даже трех...),
  • рядом с суперзагруженными городскими магистралями,
  • близ высоковольтных ЛЭП...

При этом даже в самых экстремальных случаях к девелоперам не подкопаться, ведь строят они не многоквартирные дома (к которым предъявляют довольно высокие СанПиН-требования), а комплексы апартаментов... Ну кто ж виноват, что покупатели решили поставить в этих апартаментах унитазы и кухонные гарнитуры? Уж точно не девелоперы, верно!? :)

Как тут не вспомнить опыт первых лет советской власти, когда к проектированию жилых кварталов подходили куда более правильно!..

Здесь важно понять, что дефицит жилья в столице - это не выдуманная, а реальная проблема. И устаревание жилищного фонда - это тоже реальная проблема. И снижение качества жизни в городе - тоже реальная проблема. Но ведь все эти проблемы можно/нужно было решить совсем иначе:

  • обновить коммуникации, добавить зелени, повысить энергоэффективность зданий, перепланировать маршруты общественного наземного транспорта (в том числе исправив ошибки позднего советского времени, например, добавив трамвайных линий)
  • расширить существующие здания (сделав их длиннее, шире или выше: так обращались со старыми домами в Нью-Йорке, так поступали с "хрущевками" в Берлине, так делали даже с дореволюционными доходными домами в советской Москве!),
  • застроить бывшие промзоны небольшими и действительно престижными зданиями (как сделали в Лондоне или Гамбурге), окружив их красивыми рукотворными ландшафтами и комфортными общественными пространствами...

Но увы... В свою очередь девелоперы с радостью окучивают московский/подмосковный рынок. Покупателей тут много, контакты с московскими/подмосковными чиновниками давно установлены, Минстрой охотно субсидирует ставки по кредитам, а дополнительные требования по социальной и общественной инфраструктуре обычно минимальны.

Любопытно, что 10 лет назад мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что город не будет застраиваться высотками. Более того, даже деловой квартал Москва-Сити (который в общем-то практически никому не мешал) был объявлен градостроительной ошибкой. В это трудно поверить, но мэр Москвы действительно ратовал за отказ от строительства домов выше 75 метров. Сегодня это звучит как фантастика, ведь сейчас в столице строится больше 100 (прописью: ста) зданий с 30, 40, 50 и более этажами.

Это ужасно. Это просто кошмар.

Чем скорее государство прекратит субсидировать строительные компании на рынке Москвы и Подмосковья - тем будет лучше. Это надо было сделать еще 5 или 10 лет назад, но еще не поздно сделать и сейчас. Да, цены, как уже сказано, взлетят. Но кто сказал, что это плохо?.. Для страны это хорошо. Снова процитируем современных российских ученых:

Эмпирические данные свидетельствуют, что в 2000-е годы способность Московской агломерации аккумулировать миграцию снизилась вдвое по сравнению с 1990-ми. Как моделирование, так и фактические тенденции показывают, что миграционному притоку особенно благоприятствует экстенсивный путь развития агломерации с расползанием застройки за счет доминирования в строительстве крупных проектов эконом-класса на свободных землях в 30-км зоне между МКАД и Московским малым кольцом.

Это абсурд:
государство на всех уровнях говорит о необходимости решить проблему чудовищного социально-экономического неравенства, говорит о необходимости сосредоточить усилия на развитии регионов в самых разных частях страны - и при этом на деле государство делает все, чтоб это неравенство прогрессировало и чтоб население стремилось в Москву.

По сути дела, беспорядочная, беспринципная застройка на крохотной территории (периферия Москвы и московские пригороды) площадью в 1.500-2.000 квадратных километров влияет на всю Россию площадью 17.000.000 квадратных километров.

И, конечно, надо развивать девелопмент в регионах. Во-первых, стройка сама по себе способна разгонять экономику: это и рабочие места, и налоги, и огромное количество сопутствующих продаж (мебель, отделочные материалы, системы вентиляции и кондиционирования). Во-вторых, если люди увидят, что они могут рассчитывать на жилье достойного качества в кварталах достойного качества, то они вполне могут отказаться от переезда в далекую Москву, пусть даже этот переезд позволит им финансово выиграть при устройстве на работу в офис столичной компании.

***

А что бы Вы предложили для гармоничного развития Москвы и России? Пишите в комментарии!