Однажды на глаза мне попалась статья педагога. Он рассказал, что нужно делать, чтобы ребенок быстрее начал разговаривать. С тех пор, как родилась дочь, я изучил много литературы и часто встречал этот же совет в той или иной форме.
Самое главное правило при обучении малыша разговору такое же, как и при изучении языков у взрослых. Малышу нужна практика, поэтому нужно говорить с ним как можно больше и чаще. Ребенок должен постоянно слышать живую речь.
Автор статьи рекомендовал с самого раннего возраста активно разговаривать с ребенком, комментировать свои действия, когда занимаетесь с ним любыми делами.
Например: «Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Давай одеваться. Наденем колготочки. Сейчас одеваем правую ножку, теперь левую. Теперь наденем кофточку. Левую ручку просовываем в левый рукав, правую – в правый».
Всегда рассказывайте как можно больше по любому поводу. Обосновывайте свои требования. Если ребенок ведет себя неподобающе – не ограничивайтесь простым «нельзя». Подробно рассказывайте, почему ребенку нельзя этого делать.
«Не нужно карабкаться на спинку стула. Он перевернется и ты упадешь». «Не нужно тянуть кису за хвост. Киса тебя поцарапает».
Объясняйте, даже самому маленькому ребенку. Вам может показаться это бессмысленным, ведь «да он же еще маленький и ничего не понимает». На самом деле, ребенок понимает гораздо больше, чем вам кажется. А что не понимает, откладывается у него в памяти и его мозг обработает информацию позже.
Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» приводит в пример интересный случай, который произошел в Японии. На время зарубежной командировки мужа женщина с новорожденной девочкой переехала к родителям в провинцию. Там они прожили год, пока отец не вернулся в страну, после чего они уехали домой в Японию.
Когда через некоторое время ребенок заговорил. Причем заговорил не на чистом японском, на котором общались родители, а на диалекте провинции, где малыш прожил первый год жизни. И акцент сохранялся даже тогда, когда девочка пошла в школу.
Нашей дочери акцент приобрести было негде. Но она часто вставляет в речь слова и обороты, которые мы явно не использовали в последнее время. Но говорили их раньше, когда дочка только училась разговаривать.
Еще для развития речи я включаю ребенку советские мультфильмы, где много рассудительных разговоров с логическими выводами: Карлсона, Винни-Пуха, Простоквашино.
Простоквашино дочке понравилось больше всего. Даже не знаю, сколько раз она его пересматривала. Потом купили ей и книжку.
По такому же принципу выбираем и книги.
Ребенок начал разговаривать где-то в год и семь месяцев. Я имею в виду не отдельные «мама», «папа», «баба», «деда», а небольшие предложения.
То есть, предметы она называла по-своему: «бум-бум» - «машина», «ко-ко» - «курочка», «ак» - «сок». Но складывала их в фразы: «Дядя бум-бум ко-ко» - «Дядя привез на машине зерно курочкам» (слово «зерно» она еще не знала».
В этом месяце ей будет два с половиной года. Она уже сносно болтает, но пока не выговаривает некоторые звуки и путает ударения - «нОга», «рУка». Я так понимаю, это переход от «ручка» и «ножка». В таких случаях сразу поправляю и дочь повторяет за мной.
Так что побольше практики – и все будет хорошо. А пока посмотрите нашу видео-открытку и послушайте, как дочка поздравляет вас с Новым годом :)
Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.